Антикризисное управление предприятием
Антикризисное управление являет собой комплексную систему руководства компанией, которая носит системный характер в условиях кризиса, нестабильности в работе и нарушение равновесия всех бизнес процессов. Данный принцип работы часто используется во многих системах менеджмента. Основная цель данного направления – устранение отрицательных явлений, которые влияют на ведение бизнеса. Достигается эффект равновесия и стабильности посредствам использования следующих принципов:
- Потенциал современного менеджмента, с применением опыта узких специалистов;
- Разработка, внедрение и реализация в организации специальных восстановительных комплексов и программ стратегического характера.
Это основные меры, которые позволяют нейтрализовать временные трудности, закрепить и расширить потенциал предприятия, закрепить его рыночные позиции, опираясь при этом на собственные ресурсы и использование потенциала предприятия.
Чем может быть вызван кризис предприятия
Наиболее частой причиной ухудшения финансового и экономического состояния статуса бизнеса является несоответствие его хозяйственно-финансовых параметров состоянию окружающей его экономической и рыночной среды. На это влияют несколько факторов:
- Внешние – вызываются сторонними явлениями, третьими лицами и не зависят от деятельности предприятия.
- Внутренние – являются следствием деятельности компании.
Наиболее частой проблемой, влекущей кризисное состояние организации, является неэффективное управление и ведение бизнеса. Обуславливается этот момент следующими факторами:
- Низкая квалификация, отсутствие опыта у менеджеров;
- Отсутствие стратегического плана ведения бизнеса;
- Ориентация предприятия на краткосрочные результаты, которые влекут негативные последствия для долгосрочных целей;
- Отсутствие должной квалификации, опыта и навыков у руководства предприятия.
В любом случае, если бизнес находится в положении кризиса, еще не говорит о том, что итогом станет банкротство и ликвидация организации. При привлечении опытных специалистов с высокой квалификацией, можно вывести из состояния упадка практически любое предприятие. Основной момент в данном вопросе – своевременное начало вывода компании из этого положения.
Основные положения антикризисного управления
Данная управленческая система включает в себя как общие принципы и закономерности ведения и руководства фирмой, так и определенные специфические аспекты. В основе любого типа управления, для достижения желаемого результата необходимо четко сформировывать поставленные цели, разрабатывать стратегию и план их достижения. Ключевой аспект антикризисного управления – предугадывание наступление критической для бизнеса ситуации. Именно этот фактор позволяет вовремя включить режим экономии в работе, а также начинать решение проблемы еще в начальной стадии. Принципы антикризисного управления включают в себя следующие составляющие:
- Руководство кадрами компании.
- Маркетинг.
- Анализ бюджета фирмы.
- Производственный менеджмент.
- Оценка дальнейшего развития организации.
- Инвестиционная политика принципа вывода предприятия из состояния экономического упадка.
- Организация ликвидации организации.
Ключевые факторы для скорейшей стабилизации экономического состояния компании:
- Ранняя диагностика возможности возникновения кризисного состояния. Это позволяет своевременно применять существующие возможности и нейтрализовать негативные аспекты на ранней стадии.
- Безотлагательное реагирование на проблемные явления. На ранних стадиях кризиса предприятия существует гораздо больше возможных путей выхода из него с минимальными потерями.
- Взвешенное реагирование на проблемы, трезвая оценка степени реальной угрозы. В случае применения недостаточных механизмов влияния на кризисное положение желаемый результат не будет достигнут, в ситуации применения избыточных механизмов величина расходов не будет оправдана и станет следствием неоправданно высоких расходов.
- В положении упадка и в период выхода из него необходимо применять внутренние активы фирмы.
План по выводу организации из кризисного статуса составляется на основе проведенного анализа в совокупности с факторами, определяющими общее состояние бизнеса. Выделяют тактические и стратегические мероприятия для стабилизации положения компании.
Стратегические процедуры позволяют выполнять следующее:
- Оценка и анализ текущего состояния организации;
- Изучение производственного потенциала;
- Составление прогнозов на дальнейшее развитие;
- Составление и разработка новых производственных программ;
- Привлечение инноваций и новых технологий в определенные отрасли компании.
Тактические мероприятия являются оперативными, и более сложными, они включают в себя защитные и наступательные процедуры. Защитные представляют собой комплекс следующих действий:
- Ликвидация убыточных филиалов, представительств;
- Сокращение финансовых расходов;
- Сокращение кадрового состава предприятия;
- Уменьшение производственных масштабов.
Наступательные представляют собой:
- Модернизация и внедрение новых технологий в производственные процессы;
- Активные исследования маркетинговой сферы;
- Увеличение цен на выпускаемую продукцию;
- Активное привлечение финансовых резервов организации в ее развитие;
- Внедрение новой управленческой системы или модернизация действующей.
Применение данных мероприятий позволяет в короткие сроки вывести организацию из состояния упадка с минимальными финансовыми потерями.
Свойства и нюансы антикризисного управления
Следует понимать, что кризисы бывают различными, соответственно, предполагается разный подход к решению проблем предприятия. Эти нюансы наиболее ярко проявляются в алгоритмах создания и разработки управленческих решений (управленческий процесс), а также в самом управленческом механизме. Важно понимать, что к каждой ситуации необходим индивидуальный подход, поскольку не все свойства воздействия могут дать желаемый результат.
Свойства, которыми должна обладать действенная система антикризисного руководства:
- Гибкость и способность адаптации к изменениям окружающей рыночной и экономической среде. Чаще всего такие моменты присущи матричным системам управления.
- Управленческая диверсификация, поиск и внедрение максимально приемлемых типологических признаков действенного руководства в кризисной ситуации.
- Усиление неформального руководства, уверенность и мотивация персонала.
- Усиление процессов интеграции для концентрации усилий, а также наиболее действенного использования потенциала.
- Уменьшение управленческого централизма, которое позволит своевременно реагировать на непредвиденные сложности и возникающие проблемы.
Принципы управления в кризисной ситуации подразумевают несколько этапов:
- Диагностирование фирмы в период упадка.
- Разработка стратегии по выходу из сложившейся ситуации.
- Постановка целей и задач.
- Управление кадровым составом предприятия.
Бизнесс-диагностика
Данный метод предполагает анализ компании, но основании которого будет построен план мероприятий по выводу организации из кризиса и ее возврат в положение стабильности. Ключевая цель процесса диагностики – обеспечение выявления кризисного проявления на начальном этапе, а также исследование и установление причины его возникновения. Именно установление первопричины ухудшения экономического положения компании позволяет применить правильные методики и антикризисные меры для стабилизации бизнеса и возврата ему платежеспособных позиций
Диагностирование в условиях упадка подразумевает прохождение нескольких этапов:
- Определение класса исследуемого объекта и поиск отличий, посредствам сравнения показателей текущего состояния с базовыми данными.
- Выявление действенных мероприятий для стабилизации экономического состояния бизнеса.
Стратегические меры по выходу из кризисного положения
Этапы разработки управленческих стратегий по выводу бизнеса из кризисного состояния включает несколько этапов:
- Аналитическая диагностика внешних факторов кризисного состояния. Результатом данного этапа является выявление первопричины ухудшения положения организации, а также сбор полного пакета данных о текущем финансовом состоянии предприятия.
- Реорганизация управленческой системы и постановка новых целей. Это позволит в кратчайшие сроки вывести фирму из упаднического положения.
- Создание запасных альтернативных планов действий, а также разработка основной стратегии ведения бизнеса.
Следует понимать, что даже находясь в состоянии кризиса, бизнес может функционировать, решая возникшие проблемы не нанося ущерб ни одному из процессов. В отношении рыночной позиции предприятие может применять одновременно несколько систем антикризисного управления. К таким стратегиям относятся:
- Рост – внедрение и захват новых позиций на современном рынке;
- Стабильность – модернизация и оптимизация производства;
- Сокращение – применение мер по сокращению некоторых отраслей бизнеса, ущербных филиалов, а также может касаться увольнению некоторой части кадрового состава компании;
- Выживание – пересмотр и полный отказ от предыдущих производственных механизмов;
- Функциональность – реструктуризация инвестиционной политики, и направление большей части ресурсов предприятия в проблемный аспект компании.
Основные задачи, стоящие перед руководством компании в кризисной ситуации
Перечень основных задач для руководящего состава организации в условиях кризиса включает в себя:
- Регулярный мониторинг финансового состояния предприятия, а также диагностика других факторов, имеющих непосредственное влияние на текущее положение бизнеса.
- Решение проблемы оплаты текущих счетов и задолженностей.
- Пересмотр экономической деятельности организации и максимальное восстановление ее активов.
- Привлечение исключительно собственных финансовых средств для предотвращения банкротства.
- Возврат стабильности на предприятии предполагает применение антикризисных стратегий и управления вплоть до полного выхода компании из состояния кризиса и упадка.
Для достижения оптимального результата следует выполнять приведенные ниже этапы, соблюдая их очередность:
- Предугадывание кризисной ситуации.
- Диагностика проблемных и осложненных сторон.
- Сведение убытков к минимуму и их предотвращение.
- Поддержание стабильной работы компании в условиях упадка и кризиса.
- Выполнение необходимых задач и манипуляций для осуществления вывода из кризисного положения.
- Оптимизация производства и налаживание работы поле выхода из кризиса.
Антикризисное управление кадровым составом предприятия
Управление персоналом в период кризиса подразумевает грамотную организацию работы и взаимодействия персонала на каждом уровне. Также необходимо учитывать не только внутренние процессы компании, но и внешние.
Каждый из процессов по выводу бизнеса из кризисного состояния подразумевает четкий план и порядок определенных действий. Руководство персоналом компании также должен осуществляться в соответствии с определенными правилами. Основные существующие принципы кадрового управления:
- Справедливое отношение к каждому из сотрудников, отсутствие предвзятости. Этот принцип подразумевает отсутствие дискриминации и ущемления прав какого либо работника. Также важно использовать исключительно профессиональные навыки работника при назначении на новую должность, исключая личностное отношение.
- Уважение и единство коллектива. Уважительное отношение к работникам станет гарантом доверительного отношения к руководству. А единство позволит сформировать коллектив в единый механизм, направленный на решение кризисных проблем для достижения единой цели – стабилизация положения компании и скорейший выход из кризиса.
- Системность. Суть принципа состоит в том, что все работники предприятия в совокупности представляют целостную систему не зависимо от должности и категории.
- Правовая и социальная защищенность каждого из сотрудников предполагает соблюдение руководством прав и гарантий каждого рабочего в соответствии с Трудовым Законодательством Российской Федерации.
- Горизонтальный тип сотрудничества предполагает наделение каждого из работников правом самостоятельного принятия решения в проблемной ситуации для скорейшего ее решения.
Советы и рекомендации
В кризисной ситуации существует ряд общих правил и принципов, которые рекомендовано применять в данной ситуации на предприятии. Соблюдение этих правил не только способствует налаживанию экономической стабильности компании, но и помогают предотвратить повторное проявление упадка бизнеса. К этим правила можно отнести:
- Создание специальной рабочей группы;
- Создание перечня управленческих решений;
- Проведение анализа и оценки первоочередных и второстепенных мероприятий для выведения компании из состояния кризиса;
- Прогноз и разработка методов предотвращения возникновения повторной кризисной волны;
- Разработка плана действий по предотвращению и урегулированию возможности возникновения конфликтных ситуаций внутри коллектива;
- Оценка целесообразности сохранения функциональности компании.
Особенности антикризисного управления
Как уже говорилось выше, антикризисное руководство бизнесом представляет собой комплекс мероприятий по выведению юридического лица из кризиса и предотвращение повторного его проявления. Данные процессы включают в себя грамотное планирование, подготовку и внедрение решений для достижения поставленных задач в максимально короткие сроки с минимальными потерями.
Любое грамотное управление должно включать в себя следующие факторы:
- Регулярное проведение мониторинга финансовой позиции бизнеса. Это позволит обнаружить кризис на его ранней стадии и позволяет применить максимальное количество мероприятий для его ликвидации, не нанося ущерб всему бизнесу или одному из его ответвлений.
- Разработка и применение системы профилактических мероприятий. Основная цель данных действий – свести к минимуму негативное влияние кризиса на организацию.
- Распознавание параметров экономического кризиса;
- Нахождение причины возникновения упадка. Это позволит не только правильно сформировать план мероприятий по стабилизации экономического положения организации, но и возможность избежать повторной кризисной волны.
Грамотное применение и разработка плана по выводу компании является сильнейшим оружием в борьбе с кризисом. Знание нюансов и особенностей антикризисного управления позволит не только вернуть бизнесу стабильность, но и уменьшит убытки и возможные потери.