Антикризисное управление

Антикризисное управление предприятием

Антикризисное управление являет собой комплексную систему руководства компанией, которая носит системный характер в условиях кризиса, нестабильности в работе и нарушение равновесия всех бизнес процессов. Данный принцип работы часто используется во многих системах менеджмента. Основная цель данного направления – устранение отрицательных явлений, которые влияют на ведение бизнеса. Достигается эффект равновесия и стабильности посредствам использования следующих принципов:

  1. Потенциал современного менеджмента, с применением опыта узких специалистов;
  2. Разработка, внедрение и реализация в организации специальных восстановительных комплексов и программ стратегического характера.

Это основные меры, которые позволяют нейтрализовать временные трудности, закрепить и расширить потенциал предприятия, закрепить его рыночные позиции, опираясь при этом на собственные ресурсы и использование потенциала предприятия.

Чем может быть вызван кризис предприятия

Наиболее частой причиной ухудшения финансового и экономического состояния статуса бизнеса является несоответствие его хозяйственно-финансовых параметров состоянию окружающей его экономической и рыночной среды. На это влияют несколько факторов:

  • Внешние – вызываются сторонними явлениями, третьими лицами и не зависят от деятельности предприятия.
  • Внутренние – являются следствием деятельности компании.

Наиболее частой проблемой, влекущей кризисное состояние организации, является неэффективное управление и ведение бизнеса. Обуславливается этот момент следующими факторами:

  • Низкая квалификация, отсутствие опыта у менеджеров;
  • Отсутствие стратегического плана ведения бизнеса;
  • Ориентация предприятия на краткосрочные результаты, которые влекут негативные последствия для долгосрочных целей;
  • Отсутствие должной квалификации, опыта и навыков у руководства предприятия.

В любом случае, если бизнес находится в положении кризиса, еще не говорит о том, что итогом станет банкротство и ликвидация организации. При привлечении опытных специалистов с высокой квалификацией, можно вывести из состояния упадка практически любое предприятие. Основной момент в данном вопросе – своевременное начало вывода компании из этого положения.

Основные положения антикризисного управления

Данная управленческая система включает в себя как общие принципы и закономерности ведения и руководства фирмой, так и определенные специфические аспекты. В основе любого типа управления, для достижения желаемого результата необходимо четко сформировывать поставленные цели, разрабатывать стратегию и план их достижения. Ключевой аспект антикризисного управления – предугадывание наступление критической для бизнеса ситуации. Именно этот фактор позволяет вовремя включить режим экономии в работе, а также начинать решение проблемы еще в начальной стадии. Принципы антикризисного управления включают в себя следующие составляющие:

  1. Руководство кадрами компании.
  2. Маркетинг.
  3. Анализ бюджета фирмы.
  4. Производственный менеджмент.
  5. Оценка дальнейшего развития организации.
  6. Инвестиционная политика принципа вывода предприятия из состояния экономического упадка.
  7. Организация ликвидации организации.

Ключевые факторы для скорейшей стабилизации экономического состояния компании:

  1. Ранняя диагностика возможности возникновения кризисного состояния. Это позволяет своевременно применять существующие возможности и нейтрализовать негативные аспекты на ранней стадии.
  2. Безотлагательное реагирование на проблемные явления. На ранних стадиях кризиса предприятия существует гораздо больше возможных путей выхода из него с минимальными потерями.
  3. Взвешенное реагирование на проблемы, трезвая оценка степени реальной угрозы. В случае применения недостаточных механизмов влияния на кризисное положение желаемый результат не будет достигнут, в ситуации применения избыточных механизмов величина расходов не будет оправдана и станет следствием неоправданно высоких расходов.
  4. В положении упадка и в период выхода из него необходимо применять внутренние активы фирмы.

План по выводу организации из кризисного статуса составляется на основе проведенного анализа в совокупности с факторами, определяющими общее состояние бизнеса. Выделяют тактические и стратегические мероприятия для стабилизации положения компании.

Стратегические процедуры позволяют выполнять следующее:

  • Оценка и анализ текущего состояния организации;
  • Изучение производственного потенциала;
  • Составление прогнозов на дальнейшее развитие;
  • Составление и разработка новых производственных программ;
  • Привлечение инноваций и новых технологий в определенные отрасли компании.

Тактические мероприятия являются оперативными, и более сложными, они включают в себя защитные и наступательные процедуры. Защитные представляют собой комплекс следующих действий:

  • Ликвидация убыточных филиалов, представительств;
  • Сокращение финансовых расходов;
  • Сокращение кадрового состава предприятия;
  • Уменьшение производственных масштабов.

Наступательные представляют собой:

  • Модернизация и внедрение новых технологий в производственные процессы;
  • Активные исследования маркетинговой сферы;
  • Увеличение цен на выпускаемую продукцию;
  • Активное привлечение финансовых резервов организации в ее развитие;
  • Внедрение новой управленческой системы или модернизация действующей.

Применение данных мероприятий позволяет в короткие сроки вывести организацию из состояния упадка с минимальными финансовыми потерями.

Свойства и нюансы антикризисного управления

Следует понимать, что кризисы бывают различными, соответственно, предполагается разный подход к решению проблем предприятия. Эти нюансы наиболее ярко проявляются в алгоритмах создания и разработки управленческих решений (управленческий процесс), а также в самом управленческом механизме. Важно понимать, что к каждой ситуации необходим индивидуальный подход, поскольку не все свойства воздействия могут дать желаемый результат.

Свойства, которыми должна обладать действенная система антикризисного руководства:

  1. Гибкость и способность адаптации к изменениям окружающей рыночной и экономической среде. Чаще всего такие моменты присущи матричным системам управления.
  2. Управленческая диверсификация, поиск и внедрение максимально приемлемых типологических признаков действенного руководства в кризисной ситуации.
  3. Усиление неформального руководства, уверенность и мотивация персонала.
  4. Усиление процессов интеграции для концентрации усилий, а также наиболее действенного использования потенциала.
  5. Уменьшение управленческого централизма, которое позволит своевременно реагировать на непредвиденные сложности и возникающие проблемы.

Принципы управления в кризисной ситуации подразумевают несколько этапов:

  1. Диагностирование фирмы в период упадка.
  2. Разработка стратегии по выходу из сложившейся ситуации.
  3. Постановка целей и задач.
  4. Управление кадровым составом предприятия.

Бизнесс-диагностика

Данный метод предполагает анализ компании, но основании которого будет построен план мероприятий по выводу организации из кризиса и ее возврат в положение стабильности. Ключевая цель процесса диагностики – обеспечение выявления кризисного проявления на начальном этапе, а также исследование и установление причины его возникновения. Именно установление первопричины ухудшения экономического положения компании позволяет применить правильные методики и антикризисные меры для стабилизации бизнеса и возврата ему платежеспособных позиций

Диагностирование в условиях упадка подразумевает прохождение нескольких этапов:

  1. Определение класса исследуемого объекта и поиск отличий, посредствам сравнения показателей текущего состояния с базовыми данными.
  2. Выявление действенных мероприятий для стабилизации экономического состояния бизнеса.

Стратегические меры по выходу из кризисного положения

Этапы разработки управленческих стратегий по выводу бизнеса из кризисного состояния включает несколько этапов:

  1. Аналитическая диагностика внешних факторов кризисного состояния. Результатом данного этапа является выявление первопричины ухудшения положения организации, а также сбор полного пакета данных о текущем финансовом состоянии предприятия.
  2. Реорганизация управленческой системы и постановка новых целей. Это позволит в кратчайшие сроки вывести фирму из упаднического положения.
  3. Создание запасных альтернативных планов действий, а также разработка основной стратегии ведения бизнеса.

Следует понимать, что даже находясь в состоянии кризиса, бизнес может функционировать, решая возникшие проблемы не нанося ущерб ни одному из процессов. В отношении рыночной позиции предприятие может применять одновременно несколько систем антикризисного управления. К таким стратегиям относятся:

  • Рост – внедрение и захват новых позиций на современном рынке;
  • Стабильность – модернизация и оптимизация производства;
  • Сокращение – применение мер по сокращению некоторых отраслей бизнеса, ущербных филиалов, а также может касаться увольнению некоторой части кадрового состава компании;
  • Выживание – пересмотр и полный отказ от предыдущих производственных механизмов;
  • Функциональность – реструктуризация инвестиционной политики, и направление большей части ресурсов предприятия в проблемный аспект компании.

Основные задачи, стоящие перед руководством компании в кризисной ситуации

Перечень основных задач для руководящего состава организации в условиях кризиса включает в себя:

  • Регулярный мониторинг финансового состояния предприятия, а также диагностика других факторов, имеющих непосредственное влияние на текущее положение бизнеса.
  • Решение проблемы оплаты текущих счетов и задолженностей.
  • Пересмотр экономической деятельности организации и максимальное восстановление ее активов.
  • Привлечение исключительно собственных финансовых средств для предотвращения банкротства.
  •  Возврат стабильности на предприятии предполагает применение антикризисных стратегий и управления вплоть до полного выхода компании из состояния кризиса и упадка.

Для достижения оптимального результата следует выполнять приведенные ниже этапы, соблюдая их очередность:

  1. Предугадывание кризисной ситуации.
  2. Диагностика проблемных и осложненных сторон.
  3. Сведение убытков к минимуму и их предотвращение.
  4. Поддержание стабильной работы компании в условиях упадка и кризиса.
  5. Выполнение необходимых задач и манипуляций для осуществления вывода из кризисного положения.
  6. Оптимизация производства и налаживание работы поле выхода из кризиса.

Антикризисное управление кадровым составом предприятия

Управление персоналом в период кризиса подразумевает грамотную организацию работы и взаимодействия персонала на каждом уровне. Также необходимо учитывать не только внутренние процессы компании, но и внешние.

Каждый из процессов по выводу бизнеса из кризисного состояния подразумевает четкий план и порядок определенных действий. Руководство персоналом компании также должен осуществляться в соответствии с определенными правилами. Основные существующие принципы кадрового управления:

  1. Справедливое отношение к каждому из сотрудников, отсутствие предвзятости. Этот принцип подразумевает отсутствие дискриминации и ущемления прав какого либо работника. Также важно использовать исключительно профессиональные навыки работника при назначении на новую должность, исключая личностное отношение.
  2. Уважение и единство коллектива. Уважительное отношение к работникам станет гарантом доверительного отношения к руководству. А единство позволит сформировать коллектив в единый механизм, направленный на решение кризисных проблем для достижения единой цели – стабилизация положения компании и скорейший выход из кризиса.
  3. Системность. Суть принципа состоит в том, что все работники предприятия в совокупности представляют целостную систему не зависимо от должности и категории.
  4. Правовая и социальная защищенность каждого из сотрудников предполагает соблюдение руководством прав и гарантий каждого рабочего в соответствии с Трудовым Законодательством Российской Федерации.
  5. Горизонтальный тип сотрудничества предполагает наделение каждого из работников правом самостоятельного принятия решения в проблемной ситуации для скорейшего ее решения.

Советы и рекомендации

В кризисной ситуации существует ряд общих правил и принципов, которые рекомендовано применять в данной ситуации на предприятии. Соблюдение этих правил не только способствует налаживанию экономической стабильности компании, но и помогают предотвратить повторное проявление упадка бизнеса. К этим правила можно отнести:

  • Создание специальной рабочей группы;
  • Создание перечня управленческих решений;
  • Проведение анализа и оценки первоочередных и второстепенных мероприятий для выведения компании из состояния кризиса;
  • Прогноз и разработка методов предотвращения возникновения повторной кризисной волны;
  • Разработка плана действий по предотвращению и урегулированию возможности возникновения конфликтных ситуаций внутри коллектива;
  • Оценка целесообразности сохранения функциональности компании.

Особенности антикризисного управления

Как уже говорилось выше, антикризисное руководство бизнесом представляет собой комплекс мероприятий по выведению юридического лица из кризиса и предотвращение повторного его проявления. Данные процессы включают в себя грамотное планирование, подготовку и внедрение решений для достижения поставленных задач в максимально короткие сроки с минимальными потерями.

Любое грамотное управление должно включать в себя следующие факторы:

  • Регулярное проведение мониторинга финансовой позиции бизнеса. Это позволит обнаружить кризис на его ранней стадии и позволяет применить максимальное количество мероприятий для его ликвидации, не нанося ущерб всему бизнесу или одному из его ответвлений.
  • Разработка и применение системы профилактических мероприятий. Основная цель данных действий – свести к минимуму негативное влияние кризиса на организацию.
  • Распознавание параметров экономического кризиса;
  • Нахождение причины возникновения упадка. Это позволит не только правильно сформировать план мероприятий по стабилизации экономического положения организации, но и возможность избежать повторной кризисной волны.

Грамотное применение и разработка плана по выводу компании является сильнейшим оружием в борьбе с кризисом. Знание нюансов и особенностей антикризисного управления позволит не только вернуть бизнесу стабильность, но и уменьшит убытки и возможные потери.