Банкротство государственных компаний

Как и любая компания, государственное предприятие может сообщить о своем банкротстве. Сложная финансовая ситуация, отсутствие денег для финансирования, скопились неразрешимые проблемы, слишком много долгов — эти факторы могут стать причиной объявления банкротства.

Процедура объявления фирмы банкротом доступна любому, но придется доказать, что финансовое состояние не позволяет далее успешно функционировать.

Причины банкротства государственных компаний

Существует три большие группы причин:

  • Технические — когда оборудование выходит из строя, но заменить его не получается. К примеру, недостаточно финансирования. Также в список входит использование застарелых технологий, некоторые производственные помещения не используются. Это приводит к невозможности конкурировать с другими предприятиями.
  • Управленческие — управление неэффективно, приводит к убыткам, которые нельзя покрыть. Данная причина часто приводит к финансовым причинам банкротства.
  • Финансовые — непродуктивная работа предприятия вследствие плохого управления. Также в список входит наличие долгов, и нет финансов для возврата займов.

Если обнаружена одна из описанных выше причин, то проводятся проверки, далее суд решает, можно ли назвать компанию несостоятельной и объявить ее банкротом.

Процесс часто длительный, но есть исключения, когда дело не доходит до суда. Если собственник и руководители готовы ликвидировать предприятие, не возражают против решения, то ликвидация произойдет, не доходя до судебной залы. В этом случае оформляется комиссия, обязаны прибыть кредиторы компании. Осуществляются проверки, и фирма ликвидируется.

Если даже один из кредиторов отказывается принимать позитивное решение по несостоятельности фирмы, дело дойдет в суд.

Антикризисное управление в случае обнаружения признаков банкротства у госкомпании

Если управляющий унитарным предприятием замечает «симптомы», способные привести к банкротству, он обязан официально предупредить собственника имущества.

Собственник должен своевременно отреагировать на сигнал, и предпринять действия по отношению к компании. Он обязан разработать антикризисный план и постараться восстановить состояние фирмы, чтобы она не стала банкротом.

Если данные план не срабатывает, придется предпринимать действия по ликвидации (если все, включая кредиторов, согласны), или объявить о банкротстве.

Какие есть особенности банкротства у МУП

Муниципальное предприятие — это тот же вид коммерческой организации, то со значительными отличиями от обычной компании. Во-первых, слово «унитарное» предполагает наличие единственного владельца собственностью компании. В отличие от ООО, в случае ликвидации любое имущество не будет разделено между участниками предприятия, оно принадлежит только собственнику.

Таким образом, процесс ликвидации похожа на ликвидацию любого коммерческого предприятия, но обязательно с учетом особенностей МУП. Зачастую инициатором процесса выступает государственная муниципальная организация.

Если во время процедуры ликвидации выясняется информация, что в наличии нет достаточно имущества или активов для погашения требований кредиторов, то это уже банкротство. Поэтому все участники, задействованные в процедуре, обязаны сообщить об этом в арбитражный суд.

Среди особенностей, которые учитывают при процессе ликвидации или инициации банкротства, выделяют:

  • Основатели МУП — не участники.
  • Любо имущество компании не является его собственностью. Оно принадлежит собственнику, то есть, муниципальному образованию.
  • Собственник самостоятельно назначает руководителя, который единолично управляет компанией. Тут нет совета директоров, только один управляющий.
  • В случае ликвидации или банкротства, имуществом сначала отвечает предприятие. Если его недостаточно для возврата займов кредиторам, то собственник также подлежит ответственности. Именно эта особенность отличает банкротство унитарного предприятия, от обычного.

Руководитель МУП никогда не относится к учредителям, являющимся собственниками. Он способен принимать решение о банкротстве или ликвидации, но делает это только после указания собственниками (муниципальным образованием). Такое решение принимается на основании предоставленных руководителем данных о наличии признаков банкротства.

Какой у процедуры банкротства гос компаний порядок

Инициацию банкротства осуществляют при подаче иска в суд. Иск подается от имени кредиторов, работников, должником (собственником), госорганов. Любой из описанных выше способен инициировать процедуру.

Инициаторы также находят «симптомы» банкротства и прикрепляют подтверждение к иску. Если руководитель прежде заметил подобные «симптомы», он сообщает собственнику (должнику), и он направляет иск.

Иск направляется в таких случаях:

  • Если выполнение обязательств перед кредиторами означает невозможность исполнения обязательных платежей.
  • Принято совместное решение управляющего, собственника, уполномоченного обратиться в суд.
  • Если выплаты по обязательствам кредиторам означают невозможность предприятию успешно функционировать в дальнейшем.
  • Если финансовая ситуация настолько плохая, что нет достаточного количества активов и имущества для покрытия всех займов. Соответственно это приведет к невозможности компании функционировать успешно в будущем.

Этапы банкротства госкомпании

Если инициирована процедура банкротства, то происходит она согласно с несколькими этапами. Результатом может быть как восстановление предприятия, налаживание его успешной работоспособности. Тогда отпадает необходимость объявления фирмы банкротом.

В ином случае предприятие объявляется банкротом, происходит продажа имущества и выплата кредиторам и другим организациям, передо которыми компания оказалась в долгу. Ниже рассмотрим этапы банкротства.

Процесс наблюдения при банкротстве государственных компаний

Целью подобного этапа является анализ текущего состояния фирмы. Также принимается постановление о курсе действий в будущем. В этот момент предпринимаются любые действия, способные сохранить активы компании. Этим занимается временный управляющий, назначенный судом.

Он только наблюдает, других функций у него нет. Результатом его деятельности может быть переход к оздоровлению, или сразу к стадии конкурсного производства. Оздоровление происходит, если есть шанс на спасение активов и возврат статуса платежеспособного предприятия.

Санация или оздоровление

Этап предполагает осуществление действий, способных восстановить платежеспособность компании. Сейчас внешний управляющий получает возможность управлять компанией. Обязанности полностью переходят к нему, и он обязан эффективно их исполнять. Предыдущее непродуктивное руководство отстранено от действий, любые полномочия собственников и предыдущих органов правления прекращаются.

Однако единственное действие не доступно новому внешнему управляющему — продажа активов. Такая функция откроется, если санация ни к чему не приведет и придется переходить к конкурсному производству. Желаемый результат по окончанию действий управляющего — реабилитация фирмы. Если не получается восстановить ее, то происходит переход ко следующей стадии.

Конкурсное производство при банкротстве государственной компании

Если предприятие, управляемое временным управляющим, дошло до данной стадии, значит судом было объявлено о его банкротстве. На данном этапе происходит конкурсная распродажа имущества фирмы с целью погашения займов, взятых у кредиторов.

Однако на этой стадии не исключен возврат к санации и последующей реабилитации компании. Главная цель этапа — удовлетворение требований кредиторов и других заемщиков по возврату долгов, согласно со взятыми на себя компанией обязательствами.

На этой стадии управляющий, назначенный судом, имеет право распродавать имущество. Он назначает конкурс и продает те активы, которые после продажи будут способны погасить долги МУП. После погашения всех задолженностей, предприятие ликвидируется.

Мировое соглашение 

Это не последняя стадия, ведь ее позволено достичь даже при инициации этапа наблюдения. Главная цель данной стадии — заключение соглашения между кредиторами/заемщиками и должником. Направлено соглашение на сохранение продуктивной работы предприятия.

То есть, если собственник компании (должник) заключит соглашение с кредиторами, к примеру, на реструктуризацию долга или увеличение срока по выплатам, то получится восстановить платежеспособность предприятия.

Заключается уговор на любой стадии, но для этого придется составить эффективный план по возврату всех займов. Утвердить его должны не только кредиторы и управляющий от суда, но и сам арбитражный суд. Утверждение происходит только при наличии потенциала плана. Как результат — предприятие не будет ликвидировано, а восстановит свою деятельность.

Условия для запуска банкротства МУПа

Основные условия для муниципального унитарного предприятия практически такие же, как для обычной организации с ограниченной ответственностью:

  • Наличие долгов больше ста тысяч рублей.
  • Невозможность погасить долги добровольно в течение трех календарных месяцев.
  • Если кредитор обращается в службу судебных приставов и даже они объявляют невозможность возврата долгов фирмой.

Как происходит процесс запуска банкротства гос компании

Стандартная процедура инициации банкротства, запущенная добровольно, происходит в следующем порядке:

  • Муниципалитет решает, что предприятие должно быть ликвидировано, если на то есть обстоятельства. Пишется и утверждается соответственный указ.
  • Принимается решение по назначению комиссии для запуска ликвидации компании, туда обязательно входит местный муниципалитет, инициировавший процесс. Если государственная компания небольшая, то в комиссию входит один представитель муниципалитета. Обязательное условие — участники комиссии по ликвидации обязаны быть представителями муниципальной унитарной компании.
  • Далее надо направить заявление об инициации оглашения компании банкротом в соответственный орган налоговой службы.
  • Обязательно надо оповестить всех сотрудников фирмы о начале процесса ликвидации. То же касается ситуации, когда компания будет реорганизована, а не ликвидирована. Делается оповещение с целью предоставления возможности работникам на протяжении двух месяцев найти новое место работы. Предупреждение должно быть сделано за два месяца до ликвидации/реорганизации.
  • Подготавливается вся документация для сокращения сотрудников. Обязательным условием является уведомление службы занятости о сокращении значительного количества сотрудников, дабы те стали на учет.
  • Объявление о ликвидации публикуется в официальных медиа и средствах массовой информации.
  • Управляющий обязан оповестить кредиторов, что инициирован процесс. Для этого пишется официальное письмо и отправляется государственной почтой.
  • Составляется промежуточный баланс на ликвидацию, но для начала надо подождать два месяца, чтобы были приняты кредиторские требования. Данный баланс способен утвердить только орган, который принял решение о ликвидации (муниципалитет) или собрание кредиторов фирмы.
  • Зачастую ситуация компании настолько плохая, что не хватает средств для погашения всех задолженностей кредиторам предприятия. В таком случае имущество должно пойти на продажу с молотка. Организовываются публичные торги до тех пор, пока не будет получена необходимая сумма для погашения обязательств.
  • Утверждается план для объявления фирмы банкротом, распределяются средства согласно с очередностью.
  • Согласно с предпринятыми действиями, компания получает итог. Далее составляется баланс для ликвидации, все средства и имущества, которые не были распроданы для погашения долгов отходят собственнику или собственникам, так как именно они считаются владельцами имущества предприятия.

Если выполняются все указанные выше шаги, то итог получается таким:

  • Полностью погашены долги перед кредиторами.
  • Название компании исчезает из единого реестра юридических лиц.
  • В налоговой службе появляется объявление о банкротстве компании.
  • Официальные печати уничтожаются.
  • Вся документация предприятия, фиксирующая ее деятельность, переходит в специальный архив.

Данный результат происходит с добровольного согласия на ликвидацию участниками и учредителями компании. Если процесс считается принудительным и иск попадает в суд, то процедура проходит по описанным выше этапам. То есть, назначается этап наблюдения, санации и т.д.

Как видно, процедура ликвидации государственного предприятия практически не отличается от объявления банкротом обычной организации с ограниченной ответственностью или индивидуального предприятия. Отличие заключено только в некоторых особенностях и этапах процедуры.