Банкротство производственной базы

Банкротство промышленной базы

Поскольку экономика в РФ продолжает бороться с кризисом, вопросы несостоятельности (банкротства) остаются приоритетными как для местных, так же и для прочих кредиторов. В этой статье дается обзор правовых рамок производства по делу о банкротстве производственной базы в России с акцентом на такие неотложные вопросы, как оспаривание «утраченных» сделок и ответственность контролирующих лиц. Сейчас имеются статистические данные, которые могут быть полезны при формировании возможных ожиданий руководства компаний, попавших в сценарии несостоятельности, и кредиторов, обдумывающих свои стратегии банкротства.

Правовые рамки банкротства промышленной базы

Федеральный закон No 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года регулирует несостоятельность как компаний, так и физ лиц. Банкротство компаний регулируется специальным законом — ФЗ от 25 февраля 1999 года No 40-ФЗ «О банкротстве». Оба закона вступили в силу давно и постоянно пересматриваются. Банкротство физ лиц (которая стала возможной с 1 октября 2015 года) и компаний выходит за рамки данной статьи.

Начало банкротства производственной базы

Согласно закону, банкротство может быть определено как неспособность определенного должника полностью выполнить имеющиеся требования различных кредиторов, включая финансовые выплаты и прочие обязательства. Юр лицо является неспособным выполнить требования различных кредиторов, когда соответствующие долги или же обязательства не удовлетворены в течение трех месяцев со времени их исполнения. Когда 2 условия должны строго выполняться, прежде чем официальный кредитор подаст на банкротство российского юр лица:

Требование должно быть не менее 300 000 рублей, без учета штрафов и упущенной выгоды.

Как правило, иск должен быть подтвержден окончательным решением компетентного суда. Это означает, что в большинстве случаев иностранные кредиторы сначала должны будут подать регулярный иск в российский суд (или получить признание и исполнение решения иностранного суда или арбитражного решения), а только затем подать письменно составленное.

Кредиторы всегда свободны выбирать данное действие при условии выполнения указанных условий. Помимо всего этого, при составлении письменного заявления о фактическом банкротстве производственной базы им следует всегда учитывать, что активы должника малы для покрытия всех имеющихся расходов.

В отличие от имеющихся кредиторов, сами должники могут быть вынуждены подать в суд на свою несостоятельность в разнообразных сценариях. В частности, генеральный директор обязан подать на банкротство при ряде обстоятельств, в том числе, когда у должника нет достаточной ликвидности, чтобы погасить свои долги (тест «денежный поток»), или его активов недостаточно для выполнения обязательств («Балансовый» тест). В то же время прецедентное право подтверждает, что само существование кредиторской задолженности и «неудовлетворительный» баланс (когда обязательства превышают активы) не обязательно означает несостоятельность и, следовательно, влечет за собой обязательства по предъявлению.

Другие условия, приводящие к тому, что генеральный директор обязан заявить о несостоятельности, включают в себя ситуации, когда платежи некоторым кредиторам делают невозможным выполнение других обязательств или когда должник подвергается принудительному действию в отношении своих активов, что мешает ему продолжать свою деятельность. Генеральный директор должен подать на несостоятельность в течение одного месяца с момента возникновения обстоятельств. Невыполнение этого закона может привести к личной ответственности генерального директора. Мы рассмотрим этот вопрос ниже.

В закон РФ о банкротстве производственной базы недавно были внесены изменения для поощрения и защиты прав работников, которые теперь могут подавать в суд на несостоятельность. Подобные условия должны быть соблюдены (порог в 300 000 российских рублей и т. д.), Прежде чем работники смогут подать заявление о банкротстве работодателя. Хотя к маю 2016 года общая сумма заработной платы (задолженность по заработной плате) в России превысила 4 млрд рублей, банкротства по инициативе сотрудников остаются редкостью.

Процедура банкротства производственной базы

В целом, существует пять возможных процедур банкротства производственной базы, предусмотренных законами, а именно:

  1. надзор,
  2. финансовое восстановление,
  3. внешнее управление,
  4. ликвидация и мировые соглашения.

Хотя финансовое оздоровление, а также внешнее управление и дружественные соглашения рассматриваются как реабилитационные действия главным образом направленные на улучшение благосостояния компании, они оказались малоэффективными и поэтому редко применяются на практике. Далее обобщены основные особенности указанных процедур банкротства производственной базы. При этом, как показывает практика, банкротство производственной базы осуществляется с полным соблюдением законодательства РФ и считается сложной процедурой, поэтому помощь юриста в данном случае, считается самым оптимальным и верным решением.

Чаще всего в РФ производство по такому делу начинается со стадии надзора, за которой следует ликвидация. Реабилитационные процедуры всегда были относительно непопулярными, но с 2010 года их использование еще больше сокращается. Обычно это можно объяснить низкой эффективностью имеющихся способов и мер для исправления ситуации, ограниченным суда (например, отсутствие желание платить по счетам) и поведением официальных кредиторов, непосредственно заинтересованных в продаже активов. С целью усиления реабилитационного аспекта законодательства Министерство экономического развития РФ разработало законопроект, в котором были представлены некоторые элементы американской модели банкротства, в частности процедура реструктуризации. Однако еще неизвестно, будет ли такое предложение внесено законом в ближайшем времени.

Оспаривание сделок перед банкротством промышленной базы

В законе произошли заметные изменения в 2009 году, когда была введена целая новая глава (глава III.1), регулирующая проблемы, связанные с операциями перед несостоятельностью. С тех пор откладывание операций до банкротства стало надежным инструментом для борьбы со злоупотреблениями и увеличения общей цены имущественной массы. В полном соответствии с гл. III.1 на этапах внешнего управления и ликвидации ликвидатор (внешний администратор) или кредитор (группа кредиторов) могут оспаривать некоторые операции перед несостоятельностью, т.е. подозрительные операции и преференциальные операции.

Подозрительные сделки

Влечет неодинаковое денежное вознаграждение со стороны определенного контрагента (недооцененные сделки), когда цена или же прочие условия менее выгодны, чем в сопоставимых рыночных сделках. К самым распространенным случаям относятся завышенная покупка (слишком большая оплата) и недооцененная продажа (получение слишком мало).

Общий срок по времени для оспаривания подобных транзакций составляет 1 год. Продленный трехлетний срок используется, когда такие операции преследовали цель нанести некий ущерб правам официальных кредиторов, когда фактический ущерб был причинен, а другая сторона осведомлена о мошеннических действий. Бремя доказательства вредной цели лежит на стороне, оспаривающей сделку; однако такая цель предполагается, если у должника имелись показатели неплатежеспособности, а сделка не предполагала рассмотрения или была заключена с аффилированным лицом.

Преференциальные сделки

Влечет или может повлечь за собой преференции по сравнению с прочими кредиторами. Такие операции включают, в частности, предоставление обеспечения существующему требованию, которое еще не наступило (при условии наличия других неудовлетворенных и должных требований). В подобных случаях, потребуется обратиться за высококвалифицированной помощью к опытному юридическому работнику.

Общий временной срок оспаривания льготных операций составляет 1 месяц. Продленный 6-месячный срок применяется, когда официальный кредитор или другая вовлеченная сторона знали, что должник был на грани несостоятельности. Такое положение дел в РФ предполагает участие «заинтересованных» сторон.