Банкротство стратегических и градообразующих предприятий

Стратегические предприятия – представляют собой государственные унитарные компании и акционерные общества (с условием, что их акции располагаются в федеральном ведении), которые производят товары или услуги, имеющие оборонный характер и особое значение для безопасности страны.

Организациями оборонно-промышленного комплекса можно также назвать НИИ, научно-производственные компании, испытательские и прочие предприятия. Которые обеспечивают выполнение федерального заказа по обороне.

Перечень стратегических компаний утверждается российским правительством и подлежит обязательному обнародованию. Хоть признаки банкротства у них совпадают с теми, которые инициируют банкротство коммерческих компаний, внимание уделяется условиям, которые в общей сложности образуют сумму не меньше полумиллиона рублей.

Отечественное правительство воплощает следующие меры, которые призваны не допускать банкротства настолько важных для государства предприятий:

  • Организует учет и анализ состояния бюджета каждого из стратегических предприятий;
  • Реорганизует эти предприятия;
  • В случае несвоевременной оплаты госзаказа проводит ликвидацию долга, чтобы эти предприятия были способны расплатиться по обязательным платежам и прочим условиям;
  • Реструктурирует вероятные долги;
  • Оказывает содействие заключению договоров о реструктуризации кредитных обязательств между стратегическими предприятиями и кредиторами, включая предоставление госгарантий;
  • Проводит судебное оздоровление.

В случае, если процесс банкротства все же был запущен, российское правительство имеет полное право просить арбитражный суд начать процесс оздоровления бюджета стратегического предприятия, выступая при этом в качестве гаранта его обязательств.

Конкретные нюансы законодателем установлены для определенных стадий несостоятельности стратегической организации: оздоровления бюджета, внешнего контролирования и аукционного производства.

На первом собрании кредиторов должен решиться вопрос не только о введении по отношению к должнику одного из процессов банкротства, но и вычислить СРО, которая должна предоставить варианты арбитражных управляющих, подходящих тем или иным требованиям собрания кредиторов. В том случае, если обозначенные вопросы не решены, арбитраж откладывает разбирательство по делу о банкротстве вышеупомянутых предприятий на срок до семи месяцев. А также обязывает кредиторов к обозначенному сроку принять необходимые решения.

Если же нет возможности отложить разбирательство по делу, арбитраж может:

Во-первых, вынести постановление о введении по отношению к должнику оздоровления бюджета, если есть прошение учредителей задолжника; собственника его имущества; уполномоченного госоргана; федерального органа исполнительной власти, который обеспечивает воплощение единой госполитики в экономической отрасли, где стратегические компании осуществляют свою работу, а также любого другого третьего лица или лиц с условием предоставления упомянутыми третьими лицами обеспечения выполнения обязательств задолжника, включительно при помощи предоставления госгарантий, соответственно с графиком погашения долга.

Размеры финансового обеспечения не могут быть меньше объема обязательств задолжника, описанных в бухгалтерском балансе на последний отчетный период до осуществления первого собрания кредиторов.

Может быть использован любой (кроме задатка, неустойки и удержания) вариант обеспечения выполнения обязанностей, в том числе и госгарантии.

В то же время в утвержденном арбитражем графике выплаты долгов должно быть предусмотрено начало выплаты долга не позже, чем через месяц после вынесения арбитражем постановления о введении оздоровления бюджета и удовлетворение требований кредиторов каждый месяц в равных долях на протяжении года с даты начала выплаты кредитных требований.

Во-вторых, вынести постановление о введении внешнего контролирования по отношению к должнику при отсутствии базы для введения оздоровления бюджета. К примеру, в случае не подтверждения судом графика погашения долга или при нехватке финансовых ресурсов. В том случае, если в арбитраж будет направлено заключение федерального органа исполнительной власти, который обеспечивает воплощение единой госполитики в экономической отрасли, где проводит свою работу стратегическое мероприятие о вероятности восстановления платежеспособности задолжника в процессе внешнего контролирования.

Особенные правила по отношению к конкретной касте должников используются в том случае, когда собрание кредиторов уже приняло решение перейти к стадии внешнего контролирования или аукционного производства. Но конкретный субъект запрашивает введение оздоровления бюджета. Вопросы об обеспечении, о субъектах его предоставляющих и графике выплат долга решаются тем же способом.

В отсутствие достаточных оснований для введения оздоровления бюджета и внешнего контролирования, арбитраж обычно принимает решение о признании задолжника неплатежеспособным, и открывает аукционное производство.

В графике выплаты долга обязательно необходимо предусмотреть, что погашение долга по обязательным выплатам устанавливается соответственно с требованиями налогового законодательства. А это значит, что никаких нюансов для стратегических организаций касательно обязательных выплат не предусматривается.

Банкротство градообразующих предприятий

Градообразующее предприятие обеспечивает работой не меньше четверти рабочего населения конкретного города, а также предприятие, на котором работает не меньше пяти тысяч человек.

В ходе разбирательства по делу о несостоятельности (банкротстве) участниками дела являются:

  • Орган местного самоуправления;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • Исполнительная власть соответствующего субъекта РФ.

Если собрание кредиторов не вынесло решения о введении внешнего контролирования градообразующего предприятия, арбитраж имеет право ввести внешнее контролирование на основаниях, прописанных в законодательстве. Если об этом просит один из участников разбирательства, должно быть представлено поручительство по обязанностям предприятия-задолжника. К нему также будут применены способы оздоровления бюджета.

Основными условиями поручительства и требованиями, которые предъявляются к его оформлению, можно назвать:

  1. Наличие в заявлении информации о сумме обязательств должника перед кредиторами и обязанностей по удовлетворению обязательных выплат и графика погашения долга;
  2. Обязательное приложение к заявлению о поручительстве бумаг, которые подтверждают подключения обязательств касательно поручительства в соответствующий бюджет.

Соответственно с законодательством должник и его поручитель должны рассчитываться с кредиторами согласно графику погашения долгов, который предусмотрен условиями поручительства. В случае невыполнения этого, кредиторы и уполномоченные органы имеют право предъявить поручителю требования касательно взыскания невыплаченных денег в законодательном порядке, под которым стоит понимать, в первую очередь, соответственные нормы гражданского и арбитражного законодательств. Нарушение поручителем обязанностей по отношению к кредиторам и уполномоченным органам, которые обладают третьей частью всех требований к должнику-градообразующего предприятия, может послужить обстоятельством для решения арбитража о преждевременном завершении оздоровления бюджета или внешнего контролирования и, соответственно, о признании градообразующего предприятия неплатежеспособным. И о начале аукционного производства.

Соответственно с законодательством, необеспеченность поручительства конкретно в объеме третьей части всех требований к задолжнику можно назвать достаточной базой для принятия арбитражем вышеупомянутых решений.

Очередным нюансом процесса банкротства задолжавшего градообразующего предприятия можно назвать возможность для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования воплотить свое право произвести расчеты со всеми кредиторами и уполномоченными органами по обязанностям и безоговорочным выплатам. Или погасить их прочим законодательно предусмотренным способом не только в процессе осуществления внешнего контролирования, но и при введении оздоровления бюджета.

Если такое решение будет принято, расчеты с кредиторами осуществляются в порядке очереди, предусматриваемой в 134-138 статьях закона о несостоятельности (банкротстве). Выплата Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями кредитных требований на этапе любой из реабилитационных процедур по отношению с задолжавшей градообразующей компании служит отличной базой для завершения разбирательства по делу о несостоятельности (банкротстве), о чем арбитражем выносится соответствующее постановление.

Реализация градообразующего предприятия может быть осуществлена в процессе внешнего контролирования (если это запланировано) или аукционного производства. Орган местного самоуправления или же привлеченный к участию в деле о неплатежеспособности федеральный орган исполнительной власти или же исполнительная власть страны имеет право запрашивать добавление в договор о купле-продаже в качестве условия обязательства нового владельца сохранить рабочие места не меньше, чем для половины сотрудников реализуемой организации на период не больше трех лет с момента подписания договора о купле-продаже градообразующего комплекса.

Документ, подтверждающий продажу-приобретение, в случае невыполнения данных условий новым владельцем с целью защиты соц-экономических интересов конкретного города или даже целой области, подлежит расторжению арбитражем на базе заявления органа местного самоуправления или же федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Федерации. Другими словами, органов, на основе прошения которых был осуществлен аукцион. В таком случае новому владельцу предприятия за счет финансов того или иного бюджета будут возвращены не только деньги, потраченные на приобретение предприятия, но и средства, вложенные за прошедший период. Само предприятие будет передано муниципальному образованию по месту расположения данного предприятия. Прочие условия реализации градообразующего предприятия, которые должны быть обязательными для нового владельца, могут быть включены в договор только на основе решения собрания кредиторов.

Если же прошение органа местного самоуправления либо привлеченного к разбирательству органа исполнительной власти о реализации на аукционе, или в том случае, если аукцион был осуществлен, но организация не была продана на упомянутых условиях, комплекс градообразующего предприятия должен быть реализован по общепринятым правилам, которые предусмотрены в законе о несостоятельности (банкротстве).

При реализации собственности обанкротившегося градообразующего предприятия, аукционный управляющий обязан выставить на первые торги предприятие в целом, на вышеупомянутых условиях. Только в этом случае, если попытка реализации градообразующего предприятия провалится, аукционный управляющий может приступать к реализации собственности задолжника частями. В то же время, реализация собственности градообразующего предприятия выполняется управляющим в порядке, который предусмотрен для продажи части собственности должника в процессе внешнего контролирования, рассмотренного выше.

Как вы можете понять, банкротство стратегических и градообразующих предприятий связано с большим количеством особенностей, о которых известно лишь опытному и профессиональному юристу.