Банкротство субъектов естественных монополий

Субъект естественной монополии – это организация, которая осуществляет изготовление и/или продажу товаров/услуг в условиях естественной монополии.

К таким субъектам естественной монополии можно отнести хозяйствующие субъекты, которые осуществляют работу в таких областях:

  • Транспортировка нефти по специальным магистралям;
  • Транспортировка газа по трубопроводам;
  • Передача электро- и тепловой энергии;
  • Перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским транспортом;
  • Услуги общедоступной телефонной и почтовой связи.

Список естественных монополий вполне исчерпывающий, а субъекты, которые проводят работу в вышеперечисленных областях, заносятся в соответствующие реестры. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) берет в учет соц-экономическое значение субъектов естественных монополий, в том числе определенные детали правового статуса, которые имеют связь с государственным контролем цен на товары и услуги, регулированием инвестиций и крупных сделок, а также запретом на самовольное завершение или ограничение их рабочей деятельности.

Таким образом, несостоятельность или банкротство естественных монополий выполняется в соответствии с обобщенными нормами закона о несостоятельности (банкротстве) с определенными нюансами. Причем нюансы эти имеют множество совпадений с нюансами производства банкротства стратегических предприятий и компаний.

Субъекта естественной монополии можно считать неспособным выполнить все требования кредиторов по финансовым обязанностям и/или выполнить обязательства по проведению безоговорочных платежей, если все указанные обязательства были не выполнены на протяжении полугода с той даты, когда они должны были быть выполнены.

Возбуждение и рассмотрение дела о банкротстве

Дело о несостоятельности (банкротстве) может быть начато арбитражной судебной инстанцией, если требования кредиторов по финансовым обязанностям и о выплате обязательных платежей к задолжнику – субъекту естественной монополии – составляют в общей сложности не меньше полумиллиона рублей. Упомянутые требования обязаны подтверждаться исполнительной документацией и не удовлетворяться в полной мере посредством обращения взыскания на собственность должника, обусловленную в ч. 1 ст. 94 ФЗ Об исполнительном производстве (п. 1-3).

Лицом, которое принимает участие в деле о несостоятельности задолжника – субъекта естественной монополии – вместе с лицами, установленными актуальным ФЗ, признан федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правлением Российской Федерации проводить госполитику по отношению к соответствующему субъекту естественной монополии.

В том случае, если субъектом естественной монополии направлен в суд иск о признании недействительными актов органов госвласти об утверждении ценовой категории на товары или услуги, изготавливаемые или продаваемые в условиях естественной монополии, производство по делу о несостоятельности такого задолжника будет приостановлено. До того как вступит в силу решение по делу о признании всех вышеупомянутых актов органов госвласти недействительными.

Чтобы контролировать субъектов естественной монополии, создаются специализированные федеральные органы исполнительной власти по контролю естественных монополий. На сегодняшний день этим органом можно назвать отечественную Федеральную энергетическую комиссию. Весь ее функционал установлен президентским указом «О Федеральной энергетической комиссии». Соответственно с ним Федеральная энергетическая комиссия (или ФЭК) проводит упорядочивание и контроль рабочей деятельности субъектов естественных монополий. Сюда не входят лишь естественные монополии в области услуг телефонной или почтовой связи.

Органы контроля естественных монополий имеют право принимать участие в рассмотрении дел, которые связаны с использованием или нарушением закона о естественных монополиях. Кроме того, они могут принимать участие в деле о несостоятельности субъекта естественной монополии. Их права прописаны в ст. 41 отечественного административно-процессуального кодекса.

В законе о несостоятельности (банкротстве) предусматривается правило, соответственно с которым арбитражная судебная инстанция притормаживает разбирательство по делу о банкротстве. В том случае, если субъектом естественной монополии вовремя направлен иск о том, чтобы признать недействительными акты органов госвласти об утверждении ценовой политики на товары или услуги, предлагаемые в условиях естественной монополии.

Если все вышеупомянутые акты суд признал недействительными, арбитражная судебная инстанция вполне может принять решение в пользу отказа в признании задолжавшего субъекта естественной монополии банкротом.

В процессе выполнения внешнего контролирования по отношению к задолжавшему субъекту естественной монополии, внешний управляющий не имеет права отказаться выполнить договор задолжника перед клиентами, по отношению к которым соответственно с ФЗ и прочими нормативными документами не допускается аннуляция обязанностей со стороны субъекта соответствующей естественной монополии.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Основные нюансы процесса банкротства естественных монополий распространяются, по большей части, на конкурсную массу. К примеру:

  • Нельзя отнимать собственность, которая используется в непосредственном производстве;
  • Покупая собственность должника (конкурсную массу), покупатель должен продолжить деятельность по договорам, которые были подписаны предыдущим владельцем. Т. е, должником.
  • В аукционе могут участвовать лишь те компании, у которых есть лицензия на рабочую деятельность, которая осуществлялась компанией банкротом (если такой документ предполагается).

На сегодняшний день банкротство большей части субъектов естественных монополий должно проводиться по стандартному распорядку, без добавления каких-либо нюансов.

В процессе реализации собственности должника, которая используется непосредственно для изготовления и/или продажи товаров или услуг в условиях естественной монополии, путем организации аукциона, соответствующий федеральный орган исполнительной власти обязан заключить с новым владельцем вышеупомянутой собственности договор о выполнении условий аукциона.

Как и в случае банкротства стратегических компаний и предприятий, если новым владельцем собственности задолжавшего субъекта естественной монополии не будут выполнены договорные обязательства, тогда договор должен быть расторгнут арбитражным судом на базе заявления соответственного федерального органа исполнительной власти.

Если арбитражный суд примет решение расторгнуть договор, новому владельцу собственности при помощи госбюджета будут возмещены все финансы, которые были потрачены им на приобретение собственности и вложенных за прошедшее время инвестиций. Вышеупомянутое имущество должно быть передано в государственную собственность.

Арбитражный управляющий при банкротстве естественных монополий

Разумеется, в ходе выполнения всех процедур, которые проводятся в деле о несостоятельности, основные обязанности лежат на плечах арбитражного управляющего.

В законе о несостоятельности (банкротстве) указаны все обязательные условия принятия в СРО арбитражных управляющих. Из них можно выделить:

  • Высшее профессиональное образование;
  • Опыт работы не менее года в качестве руководителя и не меньше полугода стажировки, в качестве помощника арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Или же стажировки не меньше пары лет в качестве помощника арбитражного управляющего. Все сроки предусматриваются установленными стандартами и правилами рабочей деятельности арбитражных управляющих, и утверждены СРО (стандарты и правила проф-деятельности);
  • Сдача экзамена по теоретической программе подготовки арбитражных управляющих;
  • Отсутствие наказаний в форме дисквалификаций за правонарушения административного характера или же в виде лишения права занимать конкретные должностные посты или заниматься конкретной деятельностью за свершение преступления;
  • Отсутствие судимости за свершение умышленных преступных действий самого разного характера.