Банкротство физических лиц услуги финансового управляющего

Про процесс признания физического лица банкротом стоит, пожалуй, знать всего 2 основополагающих момента:

  1. Если возможности выплачивать свои долги перед банками и микрофинансовыми организациями, юридическими или физическими лицами, оплачивать накопившийся многотысячный долг за жилищно-коммунальные услуги, платить налоги, то оптимальным и, честно говоря, единственным законным выходом становится признание гражданина финансово несостоятельным, то есть банкротом, на основании ФЗ-127.
  2. Возможность проведения процедуры банкротства появляется только при привлечении специалиста в области финансового арбитражного управления.

В нашем обзоре вкратце расскажем о самой процедуре банкротства и более подробно остановимся на роли, функциональных обязанностях и основных аспектах работы финансового управляющего.

Зачем и в каких ситуациях проводится процедура банкротства граждан?

  1. Если совокупный долг перед всеми вышеперечисленными кредиторами превысил сумму в 500 тыс. ₽, а общее время просрочки по очередным платежам более, чем 3 месяца подряд, то в соответствии с актуальным законодательством Российской Федерации обязательно должен быть инициирован процесс признания банкротом. В соответствии с последними изменениями в законе, есть возможность подачи заявления на банкротство по упрощённой схеме не в Арбитражный суд по месту регистрации должника, а в отделение МФЦ. Здесь и требования мягче в плане суммы совокупной задолженности — она должна варьироваться в пределах 50-500 тыс. ₽.
  2. Признание физического лица на официальной основе банкротом способно значительно облегчить финансовое положение, ухудшившееся вследствие любых причин. Важно знать, что сразу после принятия заявления на признание финансово несостоятельным, прекращается начисление со стороны кредиторов любых пеней, дополнительных процентов и иных штрафных санкций финансового характера. Уже это обстоятельство может помочь вздохнуть значительно свободнее и приготовиться к началу жизни с чистого листа именно в денежном отношении.
  3. При банкротстве выплата в адрес кредиторов производится за счёт реализации на открытых торгах большей части имеющегося у гражданина имущества, за исключением единственного жилого помещения, в котором и проживает семья потенциального банкрота, непосредственных предметов обихода, одежды, а также ряда дополнительных исключений, определённых законодательством. В подавляющем большинстве случаев после реализации имущества долгов либо не остаётся совсем, либо остатки аннулируются на законных основаниях.
  4. Обращение в Арбитражный суд возможно не только со стороны одного из кредиторов, но и от самого гражданина, желающего избавиться от накопившегося долга на законных основаниях.

Важно знать основные последствия признания гражданина банкротом:

  • в течение 5 лет после фактической даты признания банкротом гражданин не имеет права, не рассказав о том, что он был признан финансово несостоятельным, брать кредиты и подписывать договора об иных видах финансовых обязательств, в которых он выступает в качестве должника;
  • в течение 3 лет после признания финансово несостоятельным гражданин не имеет законного права на занятие управленческих должностей в любых видах юридических лиц либо принимать иные виды участия в непосредственном управлении фирмой;
  • также в течение 5 календарных лет нельзя повторно обращаться в Арбитражный суд или отделение МФЦ с документами на банкротство.

Какие долги не списываются при признании гражданина банкротом?

  • по текущим платежам. К ним относятся любые платежи, которые начисляются после даты подачи заявления на признание банкротом. К примеру, если штраф от ГИБДД пришёл официально уже после даты написания и оформления соответствующего заявления, то он будет отнесён к текущим платежам. При реализации имеющегося у должника имущества финансовый управляющий направляет полученные таким образом деньги на погашение текущих платежей. Впрочем, если имущества у должника нет, то после вынесения положительного решения о признании его финансово несостоятельным текущие платежи останутся непогашенными и будут подлежать оплате на общих основаниях;
  • по уголовным делам, в ходе рассмотрения которых судом вынесено решение о возмещении имущественного или морального вреда, а также вреда, который был причинён жизни либо здоровью третьих лиц, считающихся в таком случае кредиторами;
  • по выплате сотрудникам заработной платы либо обязательного при расчёте вследствие увольнения с работы выходного пособия. Такой вид задолженности характерен для граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя и сотрудников, которые работали по найму и официальному трудовому договору;
  • при возмещении морального вреда;
  • при выплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка или пожилых родственников, иных категорий граждан, в отношении которых может быть назначено взыскание алиментов на официальной основе;
  • иные выплаты, назначение которых непосредственно связано с личностью и особенностями социального статуса банкротящегося гражданина.

Особенности процесса банкротства и его основные стадии

При проведении банкротства по стандартным правилам (при рассмотрении заявления Арбитражным судом по месту официальной регистрации должника) важно учитывать тот факт, что признание гражданина финансово несостоятельным является сложным, многоступенчатым и длительным по времени процессом. Расскажем вкратце об основных стадиях подготовки к проведению собственного банкротства:

  1. Подготовка документов с их предварительным анализом. Это, если отбросить формальности, самый сложный и трудоёмкий в плане затрат времени и сил этап. Дело в том, что зачастую долговые обязательства включают в себя не только просроченные платежи по кредитам в банки и микрофинансовые организации, но и долги (в том числе с расписками) физическим лицам, задолженности перед Федеральной Налоговой службой или просроченные платежи за услуги организаций жилищно-коммунальной сферы. При этом согласно требований законодательства к заявлению в арбитраж нужно приложить большое количество документов, часть из которых имеет крайне ограниченный срок актуальности и действия для приёма судом. Поэтому при сборе нужных документов крайне важно составить для себя план, чтобы ограниченные по сроку действия документы оформить в последнюю очередь и успеть подать заявление с комплексом подготовленных документов, чтобы в суде его приняли и начали процесс банкротства без лишних проволочек.
    Нехватка одного либо нескольких обязательных документов приведёт к тому, что суд, вероятнее всего, отложит рассмотрение вашего заявления на месяц, поэтому срок банкротства затянется ещё больше, а текущих платежей дополнительно к уже накопившемуся долгу не избежать. Поэтому к этапу сбора нужных документов крайне важно подойти максимально обстоятельно и с умом. Перечень документов, необходимых в качестве приложений к заявлению на банкротство определяется п.3 ст.213.4 127-ФЗ:

    ✓ документы, подтверждающие факт наличия задолженности и обстоятельства появления изначального долга. К таким документам могут относиться кредитные договора, заключённые между гражданином и различными финансовыми организациями, долговую расписку, указывающую на наличие займа у физического лица. К документам, которые подтверждают наличие у гражданина невозможности своевременно выполнять свои обязанности финансового плана, могут относиться справка об уровне дохода, подтверждающая снижение заработка или смену работы на более низкооплачиваемую, а также выписки с банковских счетов о движении на них средств;
    ✓ выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в которой указывается на факт наличия у гражданина открытого ИП или его отсутствия. Этот документ относится к числу тех, у которых ограничен срок актуальности, поэтому важно взять такую справку не позднее, чем за 5 дней до даты подачи заявления с приложенными к нему документами;
    ✓ полный список кредиторов (вне зависимости от их статуса), в котором указываются их контактные данные, ФИО или наименования юридических лиц, адреса проживания или места регистрации компании, а также суммы имеющейся задолженности. Список кредиторов оформляется по образцу, установленному приложением № 1 к Приказу Министерства экономического развития РФ № 530 от 5.08.2015 года;
    ✓ опись имеющегося у должника имущества, в котором обязательно указывается адрес его фактического местоположения. В этом перечне в обязательном порядке также указывается и имущество, находящееся в залоге, к примеру ипотечное жильё. Список имущества оформляется по образцу, установленному приложением № 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ № 530 от 5.08.2015 года;
    ✓ копии документов, которые подтверждают наличие у гражданина права на определённые изделия или произведения, относящиеся к интеллектуальной собственности и являющиеся объектами авторского права. Также к заявлению прикладываются документы, подтверждающие факт обладания имуществом, которое впоследствии будет реализовано на открытых торгах;
    ✓ копии договоров купли-продажи и иных документов, подтверждающих факт проведения сделок и получения денег за продажу либо товаров за приобретение объектов жилой и иной недвижимости, акций или иных ценных бумаг, долей, подтверждающих участие в уставном капитале организаций или компаний, автомобилей или спецтехники, а также иных сделок на сумму более 300 тыс. ₽, которые были проведены в течение 3 календарных лет до момента подачи заявления на банкротство;
    ✓ при наличии долевого или единоличного владения компанией либо участии в акционировании юридического лица также предоставляются выписки из реестра, подтверждающего этот факт;
    ✓ сведения об уплаченных налогах и полученных доходах за 3 года, предшествующих дате подачи заявления;
    ✓ копия СНИЛС и ИНН гражданина;
    ✓ справка, полученная во всех банках и финансовых организациях, где у гражданина открыты счета, вклады, депозиты, дебетовые или кредитные карты.

    Относительно дополнительных документов вас всегда сможет проконсультировать специалист нашего сервиса, который поможет провести процедуру банкротства под ключ с минимальными имущественными и репутационными потерями, а также с максимальным шансом получения положительного решения.

  2. Составление корректного и правильно оформленного заявления в Арбитражный суд и формирование пакета дополнительных документов для приложения к нему.
  3. Подача заявления в Арбитражный суд. Это крайне ответственный шаг, от которого зависят как сроки проведения процесса банкротства, так и его успешность. Для того, чтобы получить положительный результат, совсем недостаточно простой подачи документов и ожидания рассмотрения заявления. В Арбитражный суд со стороны должника, если заявление подаётся им, должны быть обязательно предоставлены весомые основания, указывающие на необходимость именно банкротства, а не иных мер, а также предъявление веских доказательств финансовой несостоятельности, возможности платить по долгам на момент их появления и добросовестного поведения в финансовом аспекте перед появлением проблем. Именно в таком случае вероятность банкротства возрастает в разы.

Особенности работы и основные обязанности финансового управляющего при проведении банкротства граждан

Суд при проведении банкротства граждан в случае инициации производства по поданному и принятому заявлению обязательно назначает арбитражного финансового управляющего, который будет вести процесс от начала и до вынесения обоснованного законного решения. От уровня его подготовки и профессионализма крайне зависит итог процедуры банкротства. К его обязанностям относятся:

  • представление законных интересов обеих сторон процесса финансовой несостоятельности (как должника, так и всех имеющихся кредиторов). В случае выявления признаков фиктивности проводимых должником сделок именно арбитражный финансовый управляющий инициирует проведение их отмены, он же оспаривает дополнительные и незаконные требования со стороны кредитора, вносит в Арбитражный суд опись реализуемого имущества и ходатайство с перечнем имущества, сохраняемого в собственности должника и не подлежащего продаже на открытых торгах или передаче кредитору;
  • взаимодействие со всеми кредиторами и организация своевременного оповещения о статусе задолженности, сумме и дате возврата за счёт реализации имущества должника;
  • контроль графика погашения задолженности и отсутствия начисления со стороны банка дополнительных процентов, пеней и штрафов;
  • контроль соблюдения графика платежей при реструктуризации имеющегося долга;
  • иные обязанности, полный перечень которых определён в ФЗ-127.

К правам финансового управляющего в ходе банкротства относятся следующие:

  • находить принадлежащее должнику имущества и обеспечивать мероприятия по его хранению;
  • проводить анализ реального финансового положения банкротящегося гражданина;
  • следить за тем, чтобы текущие платежи оплачивались своевременно;
  • запрашивать со стороны должника регулярную отчётность о проведении платежей по установленному графику и в запланированном объёме;
  • при погашении задолженности в срок или до него обязательно уведомить об этом кредитора;
  • взаимодействовать с Арбитражным судом по вопросам возможности реструктуризации долга.

Именно профессионализм и качество выполняемые обязанности со стороны финансового управляющего минимизируют риски и значительно повышают вероятность успешного завершения процесса банкротства.