О «спасательном круге», брошенном законодателем неплатёжеспособным гражданам
Как известно, что доля реабилитационных процедур среди общего числа процедур, вводимых в отношении несостоятельных должников в России, остаётся стабильно низкой, что касается как субъектов предпринимательской деятельности (организаций и ИП), так и простых граждан.
В целях преломления указанной тенденции (в частности), как представляется, был разработан Законопроект №343127-8, воплотившийся в жизнь в тексте принятого 4 августа 2023 года Федерального закона №474-ФЗ.
Указанный Закон, помимо существенных послаблений для граждан, чьё финансовое положение не позволяет исполнить имеющиеся обязательства перед кредиторами, принятых в целях расширения круга лиц, кому будет предоставлено право на прохождение внесудебной процедуры банкротства (о чём мы писали ранее в статье «О расширении доступности внесудебного банкротства граждан»), также предусматривает ряд мер, направленных на облегчение исполнения гражданами плана реструктуризации долгов.
Напомним, что в настоящее время возможность восстановления платёжеспособности физлица в рамках процедуры реструктуризации долгов гражданина Законом о банкротстве предусмотрена одним из следующих образов:
- Посредством одобрения Плана реструктуризации собранием кредиторов с последующим утверждением его арбитражным судом. При этом Планом реструктуризации долгов гражданина может быть установлен срок погашения задолженности, который не должен превышать 3 (трёх) лет с даты его утверждения (пункт 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве). Указанное правило является общим, поскольку принятие решения об утверждении графика погашения задолженности отнесено нормой пункта 2 статьи 12 Закона №127-ФЗ к исключительной компетенции собрания кредиторов.
- Минуя одобрение собрания кредиторов (в частности, в случае, если «за» утверждение Плана реструктуризации долгов проголосовало менее, чем 50% конкурсных кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов и имеющих право голоса) напрямую посредством предоставления такого плана на утверждение арбитражному суду. При этом срок исполнения обязательств не должен превышать 2 (двух) лет (пункт 2 статьи 213.14, пункт 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве). В указанном случае более сокращённый срок исполнения должником Плана реструктуризации, очевидно, обусловлен отсутствием у конкурсных кредиторов воли на восстановление платёжеспособности должника и наличием у них экономического интереса на быструю реализацию активов гражданина с целью погашения имущественных требований, включённых в реестр.
Закон 474-ФЗ, в свою очередь, при оставлении неизменным порядка утверждения Плана реструктуризации долгов гражданина, предполагает установление более длительных максимальных сроков его реализации.
Так, в случае утверждения Плана реструктуризации собранием кредиторов несостоятельного гражданина срок исполнения такого Плана должником по задумке законодателя может достигать 5 (пяти) лет, а в случае неодобрения Плана и утверждении его арбитражным судом – 3 (трёх) лет.
Соответствующие изменения будут внесены в пункт 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве.
Таким образом, в новой редакции Закона о банкротстве, вступающей в силу 03 ноября 2023 года, заложены предпосылки, которые нацелены на увеличение перспектив восстановления платёжеспособности граждан, оказавшихся в ситуации имущественного кризиса.
Отметим, что является ординарным, однако не невозможным переход из ликвидационной процедуры банкротства к реабилитационной, ввиду чего даже после признания гражданина банкротом финансовый управляющий от лица должника при условии улучшения платёжеспособности последнего в целях сохранения имущества несостоятельного гражданина от притязаний на него конкурсных кредиторов наделён правом ходатайствовать перед судом о переходе к процедуре реструктуризации долгов и утверждении Плана реструктуризации.
Практика подобного рода была успешно реализована юристами нашей компании по запросу клиента, не пожелавшего расстаться с залоговым автомобилем (подробнее – см. статью «О возможности перехода из процедуры реализации имущества гражданина к процедуре реструктуризации его долгов»).
Отметим, что со вступлением в силу поправок, увеличивающих максимальный срок исполнения гражданином Плана реструктуризации долгов, перспектива восстановления платёжеспособности видится более реальной; что же касается массовости спроса граждан, решивших пройти процедуру потребительского банкротства, воспользоваться предоставленной законодателем возможностью, то о наличии такового покажет лишь время.