Документация и порядок действий для начала процедуры банкротства

Чтобы банкротство началось и завершилось с успехом, требуется соблюсти установленные законодательством правила по подбору и оформлению документации. Кроме того, выполнить юридически важные для подобного процесса действия. Они отличаются, зависимо от того, что кто собирается становиться банкротом — физическое лицо или целая компания.

Еще не так давно подобная возможность была только у юридических лиц. Но отныне, в случае, если физическое лицо окажется несостоятельным, он вполне способен признать себя банкротом в законодательном порядке, после чего все его чрезмерные долги будут списаны. Однако, стоит учесть пару особенностей: нельзя злоупотреблять подобным процессом, поскольку это могут принять за мошенничество. А за него предусматривается уголовная ответственность. Для физического лица законодательством также предусмотрены некоторые ограничения. В том числе, это и влияние на кредитную историю в общем, и вопросы касательно предпринимательской деятельности, которые могут возникнуть в будущем. Отметим, что вся информация о банкротстве сохраняется в реестре.

Как физическому лицу дать ход собственному банкротству

Для физического гражданина первоначальным и самым основным ходом для начала процедуры банкротства можно назвать оформление заявления и сбор требуемой документации — так называемые приложения к заявлению. Исход всего процесса зависит именно от того, насколько грамотно и верно будет составлено заявления, и все ли собраны материалы, в действительности ли они подтверждают несостоятельность потенциального банкрота.

Заявление о банкротстве физического гражданина должно отвечать общепринятой структуре процедуры, а также содержать в себе такие пункты:

  • адрес и название судебной инстанции, которая взяла данное заявление на рассмотрение;
  • информация о должнике: адрес прописки, место работы или учебы, данные паспорта, идентификационный код, данные о детях (если они есть), номер телефона или иное средство связи;
  • информация о кредиторах: название компании и адрес ее регистрации;
  • аргументы заявителя, которые доказывают его неплатежеспособность;
  • информация о доходах и размере задолженности.

К заявлению также нужно не забыть приложить квитанции об оплате расходов на суд за рассмотрение дела, а также пакет документов, необходимый для банкротства, четко изложенный в законе о неплатежеспособности. Сюда включены:

  • документация, которая подтверждает невозможность погасить все задолженности. К примеру, справка о долге, жалоба от кредитора в письменной форме и так далее, а также отчет о состоянии оставшегося долга;
  • доказательство имеющихся обязанностей, согласно которым у физического лица есть задолженность. Это может быть договор о кредите, займе, долговая расписка.
  • выписка по всем имеющимся или существовавшим счетам за последние годы;
  • данные из ЕГРИП в форме выписки, в которой содержится информация о том, ведет ли заявитель рабочую деятельность как частный предприниматель. Учтите, что подобная выписка действительна всего несколько дней.
  • перечни по форме, утвержденной отечественным министерством экономики и развития, обо всех кредиторах заявителя или обо всех тех, кто должен ему, с подробнейшим описанием суммы задолженности, номера и даты договора или прочих сделок;
  • опись всей собственности заявителя по форме, утвержденной министерством экономики и развития, а также копии бумаг, которые доказывают право обладания собственностью или корпоративными правами;
  • справка из банка за последние три года о счетах и их состоянии, депозитах, продвижении финансов, наличии электронных денег или денежных переводов за данный период;
  • копия свидетельства о пенсионной страховке с данными о состоянии личного счета;
  • процесс банкротства физического лица, которое к моменту направления заявления в судебную инстанцию нигде не работает, содержит также обязательный запрос справки о том, что заявителю присвоен статус безработного;
  • копия свидетельства о браке должника, если таковое имеется;
  • справка из налоговой, если должник стоит на учете;
  • копия свидетельства о возможном разводе должника, если он состоялся в последние три года;
  • брачный контракт, если таковой был заключен;
  • судебные постановления и прочие бумаги, фигурирующие в деле о разделении общей собственности (если таковая процедура была);
  • копии свидетельства о рождении ребенка, если у должника есть дети.

Описанный выше пакет документов обязателен, когда физическое лицо начинает процедуру банкротства по собственному желанию, по причине тяжелого денежного положения. Подобный исход наиболее удачен для него, поскольку конфискации и продаже подлежит далеко не вся собственность должника. Так, к примеру, единственную жилплощадь можно спаси от рук кредиторов. Вместе с квитанциями об оплате государственной пошлины и внесении денег на судебный депозит для оплаты услуг арбитражного управляющего, заявление с указанными выше бумагами должно быть передано в судебную инстанцию.

Как юридическому лицу дать ход собственному банкротству

Для начала процесса банкротства юридическому лицу тоже не помешает подготовиться предварительно. Его заявление, а также пакет документов точно также должны быть оформлены соответственно с общепринятыми юридическими нормами, и направлены в арбитраж. К примеру, банкротство ООО может быть начато руководством и осуществиться путем отправки соответствующего заявления в вышеупомянутую инстанцию.

В своем заявлении руководитель компании прописывает все аргументы, которые по его мнению являются причиной неплатежеспособности. Также указывается сумма долга, просрочка по оплате, имеется ли задолженность, появившаяся впоследствии того, что компания причинила ущерб здоровью или даже жизни граждан, общая сумма задолженных пособий, зарплат и прочих обязательных платежей в городской бюджет и различные фонды. Дополнительно в заявлении указывается название саморегулируемой организации, одного из членов которой предполагается назначить арбитражным управляющим.

Стадия оформления заявления не может пройти без сбора требуемой документации, которая прилагается непосредственно к заявлению и направляется в судебную инстанцию представителями потенциального банкрота.

Документация, необходимая для начала банкротства:

  • выписка из реестра юрлиц;
  • организационно-распорядительная документация компании;
  • справка из ФНС об установке на учет, приложение ОГРН;
  • реестр долговых обязательств и условий кредиторов;
  • финансовый отчет о текущем балансе (данные бумаги почти наверняка найдутся в компании, которая собралась прекращать работу, но поняла, что не может расплатиться со всеми своими кредиторами;
  • документ об осуществлении независимой оценки ресурсов компании и их ценовой категории;
  • документация, доказывающая неспособность справиться с долгами, а также документы, подтверждающие наличие самой задолженности (акты, товарные накладные, прочее);
  • квитанция об оплате госпошлины.

Когда заявление уже готово и вся документация собрана, начинается процедура направления заявления в арбитраж. Если банкротство позиционируется компанией как последняя стадия собственной жизни, в этом случае требуется за две недели до подачи в суд обнародовать новость о собственном намерении обратиться с данным заявлением в судебную инстанцию и записать информацию в реестр фактов работы юридических лиц.

Арбитражный судья, приняв заявление компании к рассмотрению, на протяжении рабочей недели выносит постановление о принятии заявления. В постановлении судом определяется дата рассмотрения вопроса обоснованности прошения компании, и имеются ли юридические аргументы, чтобы дать начало процессу банкротства.

Как следует из анализирования нормативов закона, банкротство как физических, так и юридических лиц — это очень нужное мероприятие в случае финансовой неплатежеспособности и, вместе с тем, неспособности погасить долги. Чтобы процедура банкротства началась, требуется собрать пакет указанных документов и направить их в судебную инстанцию вместе с заявлением лично или посредством доверенного лица.