Взаимодействие с коллекторами, процесс изматывающий, и крайне неприятный, продолжительность и интенсивность которого зависит от множества факторов. В том числе, от поведения должника. Важно при любых обстоятельствах постараться удерживать ситуацию под контролем, не впадать в панику, и уж точно не пытаться спрятаться или скрыться. Существуют вполне рабочие способы эффективного противодействия, и в конечном итоге, избавления от надоедливого общества данных граждан.
Права коллекторов
Первое, что следует знать – деятельность коллекторов абсолютно законна (регулируется №230-ФЗ). Кредитор осуществляет передачу долга по договору цессии, согласия являющего должником лица, при этом, не требуется. Так же, коллекторы могут включаться в процесс покрытия долга, по выданной банком доверенности.
Что могут предпринимать коллекторы по закону:
- Общаться с должником через звонки, SMS-сообщения, отправлять письма по электронной и обычной почте, использовать соц. сети.
- Встречаться и разговаривать с должником напрямую.
- Инициировать взыскание долга через суд (при условии, что долг перешел к коллекторской организации законным путем).
- Инициировать через ФССП принудительное исполнение.
На определенные действия коллекторов государство накладывает четко очерченные ограничения, преступив которые коллектор открывает должнику возможность обращаться в правоохранительные органы с жалобами. Основание – №230-ФЗ от 03.07.2016г (закон о защите прав и интересов физ. лиц в процессе деятельности по возврату просроченных задолженностей).
Ограничения частоты взаимодействия коллекторов и должника:
- В рабочие дни с 22:00 до 8:00 часов, в праздники и выходные – с 20:00 до 9:00 часов (время местное).
- Личная встреча должна происходить не чаще 1 раза в неделю.
- Разговоры по телефону – не более 1 раза в сутки, на более 2-х раз в неделю.
Можно ли отказаться от общения с коллекторами законным путем?
Должник имеет законное право полностью отказаться от какого-либо общения с сотрудниками коллекторской организации. Каким образом это можно сделать? Узнать у требующих долг коллекторов информацию об их агентстве. В том числе, адрес и телефоны. Желательно это сделать при первом же контакте с сотрудниками коллекторской фирмы.
Отправить по указанному адресу письменное уведомление об отказе от общения с коллекторами. Если занимающееся возвратом долгов агентство действует строго в рамках закона, звонки и встречи с разговорами прекратятся. Однако, от самого долга это не избавит.
Коллектор является законным взыскателем задолженности, и имеет полное право обращаться в суд, а так же в ФССП. Подтверждать должнику законность своих требований, коллекторы не обязаны. Им достаточно назвать номер договора с финансово-кредитной организацией и дату его заключения.
Какие действия коллекторов можно расценивать как недопустимые
Коллекторы не имеют полномочий, которыми наделены судебные приставы, а значит, не могут осуществлять исполнительные действия. То есть, накладывать какие-либо ограничения на пользование имуществом, изымать его или арестовывать. Помимо этого, незаконными являются следующие действия:
- превышение допустимого законом количества звонков и личных встреч;
- обращения с какими-либо требованиями или угрозами к третьим лицам (родственникам, знакомым, коллегам должника, и пр.);
- игнорирование письменного уведомления об отказе в общении;
- неправомерные действия, подпадающие под УК РФ. В частности изъятие денежных средств или какого-либо имущества, физическое насилие, повреждение имущества.
Противозаконным так же считается психологическое воздействие. А именно, грубость и оскорбления в процессе телефонного или личного разговора, звонки в неурочное время, давление на членов семьи, а так же угрозы (скрытые или явные).
Контролем деятельности коллекторских организаций занимается ФССП. Должник имеет право подать жалобу на превышение полномочий коллекторов (звонки, посещения в неурочное время или превышение их количества) судебным приставам. В случае, если коллекторы начинают угрожать, применять физическое насилие или изымать или портить имущество, должнику рекомендуется незамедлительно обращаться в полицию.
Как противостоять коллекторам
Если письменный отказ от контактов с сотрудниками коллекторского агентства не возымел нужного результата, надеяться, что ситуация рассосется сама собой не стоит. Следует переходить к более действенным мерам – обращаться за помощью к юристу или в полицию.
Чем может помочь обращению к юристу
Вообще, проконсультироваться с юристом желательно сразу же после первой встречи с коллекторами. Грамотный специалист разъяснит чего ожидать в конкретной ситуации, куда можно обращаться с жалобами, какие варианты действий будут наиболее эффективны.
Что можно сделать:
- попробовать получить отсрочку по выплате задолженности в судебном порядке, снизить размер (хотя бы немного) неустойки;
- если есть возможность, попытаться использовать закон о сроке исковой давности;
- подать заявление о банкротстве;
- если станет известно о том, что коллекторское агентство осуществляет свою деятельность незаконно – обратиться в прокуратуру (второй вариант – в НАПКА).
Часто юристы в таких случаях рекомендуют инициировать процедуру банкротства. Во-первых, перестанут начисляться проценты по задолженности. Во-вторых, сама процедура будет контролироваться арбитражным судом. Звонить, приходить и писать в соц. сетях должнику будет уже бесполезно. Преследование со стороны коллекторов прекратится. В противном случае должнику следует незамедлительно обращаться за помощью в правоохранительные органы.
Заявление в правоохранительные органы
Выходящие за рамки полномочий действия представителей коллекторской организации могут подпадать под состав уголовного или административного правонарушения. При их выявлении сотрудники полиции будут обязаны провести доследственную проверку.
Повод для обращения в полицию:
- Порча, похищение или уничтожение имущества (это может быть квартира, автомобиль, бытовые приборы, электроника и прочие предметы, принадлежащие должнику или членам его семьи).
- Угрозы, воспринимаемые должником или членами его семьи как реально существующая опасность.
- Причинение вреда здоровью должнику, его родственникам и близким.
- Обнародование порочащей должника информации в СМИ, при посторонних, в интернете на общественных ресурсах.
Заявление в полицию подается в письменном виде. В течение 3-х дней сотрудники полиции обязаны провести проверку, при подтверждении указанных в заявлении фактов, возбудить уголовное дело. В этом случае должник признается потерпевшим, а нарушившие закон коллекторы будут призваны к ответственности.
Как грамотно строить разговор с коллекторами
Разговор с инвестором погрузит в состояние стресса даже самого уравновешенного и спокойного человека. Избежать его не удастся, пока не будет написан письменный отказ от общения или не будут приняты другие действенные меры. Как выстраивать стратегию разговора?
Юристы настоятельно рекомендуют в первую очередь просить сотрудников коллекторного агентства представиться, и предоставить данные о своей организации. В частности, назвать юридический и фактический адрес, номера телефонов.
Если коллектор переходит на оскорбления или начинает угрожать, по возможности, записать его слова на диктофон. Еще лучше, если общение будет проходить при свидетелях.
Никогда и не при каких обстоятельствах не признавать факт наличия задолженности (неважно, в письменном виде будет признание или высказано вслух). Это может быть использовано для того, чтобы попытаться восстановить сроки исковой давности в судебном порядке.
Должник должен помнить, что он имеет полное право прервать разговор с коллектором в любой момент, и никто не в силах воспрепятствовать этому. Юристы советуют по возможности не общаться с представителями коллекторских организаций. В худшем случае, сократить время беседы до минимума.
Не вступать в полемику или перепалку, угрожать каким-либо способом (даже словесно). Так же, не стоит соглашаться на личные встречи. Они бессмысленны, и ни к чему кроме потерянного времени и нервов, не приводят. Если по каким-то причинам должник решает все-таки встретиться с коллекторами, желательно устроить встречу при свидетелях, а так же записывать весь разговор от начала до конца на диктофон.
На время разбирательства с коллекторами есть смысл закрыть все свои странички в соц. сетях, прекратить общение на форумах и в различных сообществах. Ни в коем случае не выказывать страх, слабость или неуверенность и не идти у них на поводу. Лучший выход – грамотная юридическая поддержка, включающая консультации с юристом на каждом этапе взаимодействия с коллекторами.