Как подать документы на банкротство физического лица?

Российское законодательство предусматривает несколько способов обращения в суд, в том числе с заявлением на проведение процедуры банкротства. Какой из них выбрать обычно подсказывает занимающийся делом должника юрист. Однако, не все граждане обращаются за помощью к профессионалам. Некоторые предпочитают вести дело о банкротстве самостоятельно. Целесообразен такой подход или нет – вопрос спорный. С одной стороны – опытный юрист знает больше, и может найти оптимальное решение даже в самом сложном деле. С другой, если ситуация однозначная, есть время заниматься сбором бумаг и хождениям по судебным заседаниям…

Когда банкротство физического лица – единственный выход

Прежде чем приступить к сбору документов на банкротство, следует убедиться в наличии оснований для инициации процедуры в данном конкретном случае. Они прописаны в No127-ФЗ «О финансовой несостоятельности».

Основные условия для объявления финансовой несостоятельности физического лица:

  • должник прекратил ежемесячно совершать платежи в счет погашения долга;
  • сумма просрочки превысила 10% от размера всего займа, не оплачивается в течение месяца и более (считается со дня платежа по указанному в договоре графику);
  • общая сумма всех займов превысила стоимость имеющегося у должника имущества.

Относительно размера задолженности. В соответствии с Постановлением No45 от 13.10.2015г. Пленума Верховного суда сумма задолженности никакого значения не имеет. Инициировать процедуру банкротства можно даже при отсутствии возможности исполнения обязательств хотя бы перед одним кредитором (для случаев, когда их несколько).

Как подать документы на банкротство?

Перед подачей заявления на банкротство следует совершить еще ряд действий. В первую очередь, составить полный список кредиторов с указанием контактных данных каждого. Далее, безошибочно подсчитать общую сумму долга и отдельно долг по каждому из указанных кредиторов. После чего приступить к описи всего имеющегося имущества. Указать доходы и их источники, а так же имеющиеся банковские счета. Выбрать самостоятельно СРО АУ (саморегулируемая организация арбитражных управляющих).

Собрав необходимый пакет документов, можно приступить к составлению заявления. Копии его отправляются письмом с уведомлением кредиторам. Квитанции об отправке следует приложить к заявлению вместе с другими документами. Перед самой подачей заявления оплачивается госпошлина и вознаграждение финансовому управляющему.

Если к процедуре банкротства будут привлекаться третьи лица (к примеру, оценщики), профессиональные услуги которых потребуются финансовому управляющему в процессе выполнения возложенных на него обязанностей, то в заявление вносится приписка, в которой указывается предполагаемая сумма дополнительных расходов.

Можно подать на банкротство лично или через доверенное лицо

Чаще всего дело о банкротстве физического лица разбирается в Арбитражном суде по месту регистрации должника. Именно туда и следует отнести подготовленный пакет документов вместе с заявлением.

Сидящий на входе пристав объяснит, в какой кабинет следует пройти. В большинстве случаев, документы в суд передаются в приемной. Порядок передачи регламентируется инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах РФ, разработанной на основе No1-ФЗК от 28.04.1995г.

Поступающее от физического лица исковое заявление о банкротстве с приложенным к нему пакетом необходимых документов регистрируется в САС (система автоматизации судопроизводства). Обязательно указывается их процессуальный статус. Документация, оформленная на бумаге, сканируется и размещается в КАД (картотека арбитражных дел).

После регистрации, не позднее первой половины следующего дня, документы по реестру передаются в соответствующие подразделения суда.

Подать заявление о банкротстве физического лица может доверенное лицо при наличии нотариально заверенного документа на представление интересов истца в суде. Максимальный срок действия доверенности – 3 года. Если срок в доверенности не указан – 1 год. По закону, физическое лицо может иметь несколько доверителей. Сведения о каждом из них должны быть внесены в доверенность. Там же указывается перечень полномочий доверителя, в том числе право передоверия.

По почте

Заявление о банкротстве можно отправить почто России или любым другим сервисом. Письмо должно иметь статус «заказное». При отправке письма опытные юристы рекомендуют фиксировать данный процесс на камеру. Это делается в большей степени для перестраховки. Формально же, достаточно сохранить чек, который выдается оператором в процессе отправки письма.

Современные почтовые сервисы используют технологии, позволяющие отслеживать движение письма. Для этого достаточно знать трек-номер (указывается в чеке). Таким образом, можно точно узнать, когда письмо дойдет до суда.

Поручить отправку письма можно доверенному лицу. Если к делу подключается юрист, отправкой заявления будет заниматься он.

Через онлайн сервис «Мой арбитр»

С января 2011 года подать заявление на банкротство физического лица в арбитражный суд можно в электронном виде через сервис «Мой арбитр». Авторизация происходит при помощи учетной записи сайта Госуслуги или УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись). Перед началом работы в сервисе разработчики рекомендуют внимательно изучить функционал. Ознакомиться с правилами подачи заявления и прилагающихся к нему документов в электронном виде.

Заявление о банкротстве формируется в системе. Для этого следует открыть готовую форму и внести необходимые данные в указанные поля. Документы вносятся отдельно в виде скан-копий с оригиналов или в электронном виде.

В процессе разбирательства по делу о банкротстве физ. лица через сервис «Мой арбитр», по необходимости, можно предоставлять арбитражному суду и другие документы, в том числе не процессуальные. Это могут быть различные свидетельства, жалобы, оформленные в письменном виде доказательства.

В личном кабинете истца будет отражаться персональная информация, сведения о финансовом управляющем, все переданные в суд бумаги и документы, доверенности, и другие материалы дела, в том числе черновики документов. Последние сохраняются на протяжение 30 суток с момента создания.

Через МФЦ

Процедуру банкротства можно провести во внесудебном порядке при совпадении следующих условий: сумма задолженности составляет от 50 тыс. до 500 тыс. руб., в отношении физического лица, являющего должником, завершено исполнительное производство по причине отсутствия у него, подлежащего взысканию имущества, нет других возбужденных или не оконченных исполнительных производств. Убедиться в их отсутствии можно на портале Федеральной службы судебных приставов или на сайте Госуслуг.

Подать документы в МФЦ о банкротстве физического лица можно по месту официальной регистрации или фактического пребывания должника. Заявление оформляется в письменном виде. К нему прикладывается список с указанием, имеющихся на момент подачи заявления, кредиторов, о которых известно должнику.

Как это происходит?

Податель заявления приходит в МФЦ с заранее подготовленными документами. Получает от сотрудника МФЦ бланк заявления, формы описи имущества и списка кредиторов. Заполняет их, и возвращает обратно сотруднику МФЦ. Процедура проводится бесплатно. Никаких предварительных платежей перед подачей заявления от должника не требуется.

Продолжительность банкротства через МФЦ – 6 месяцев. На период, пока длится процедура, прекращается начисление процентов по кредитам, и действие исполнительных документов по взысканию имущества должника за исключением исполнения требований, не внесенных в список кредиторов, а так же, требований о возмещении вреда (физического и морального), выплате заработной платы, взыскании алиментов. Фактически приостановка исполнения означает, что пока продолжается процедура банкротства, приставы не смогут продать имеющееся имущество должника, обратиться в банк, чтобы списать деньги с банковского счета. При этом, должник на протяжение данного шестимесячного периода не может брать новые займы, являться поручителем, проводить другие, обеспечительные сделки.

По завершении процедуры банкротства физическое лицо освобождается от долговых обязательств. Повторная подача заявления о банкротстве в МФЦ возможна через 10 лет. При этом, за кредиторами остается право инициировать процедуру в судебном порядке.

В случаях, когда в процессе банкротства через МФЦ у должника появляются средства для погашения долга (имущество или официальный доход), должник обязан сообщить о них в МФЦ в течение 5 рабочих дней. Проведение процедуры банкротства прервется. В течение 3-х рабочих дней, данная информация отразится в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.