Банкротство физических лиц: пакет документов и порядок оформления
Личное банкротство — это юридический процесс, который освобождает вас от необеспеченного долга. Лицензированный управляющий по делам о несостоятельности управляет процессом в соответствии с российским федеральным законом о банкротстве и несостоятельности. Вы передадите свои активы доверенному лицу и выполните определенные обязанности, чтобы погасить свой долг и получить новый финансовый старт.
Объявление о банкротстве может показаться крайней мерой, но понимание того, как это работает, может дать вам лучшее представление о том, подходит ли вам банкротство, или альтернативное решение может быть более подходящим для вашей ситуации.
Преимущества и недостатки личного банкротства
Есть плюсы и минусы личного банкротства, которые вы должны учитывать. Одним из преимуществ является то, что как только вы подадите заявление о банкротстве, кредиторы больше не смогут связаться с вами или подавать на вас в суд, а любые существующие ограничения будут отменены.
Однако объявление о банкротстве имеет негативные последствия. Банкротство остается в вашей истории как минимум шесть лет после того, как вы освободились от долгов. Когда вы подаете заявление о банкротстве, вам будет присвоен самый низкий уровень вашего кредитного рейтинга. Это может привести к тому, что вы не сможете получить кредит или ссуду, и вам может потребоваться продать активы, чтобы расплатиться с кредиторами.
Не забудьте рассмотреть все положительные и отрицательные стороны, прежде чем решить, является ли личное банкротство правильным выбором для вас.
Пакет документов для банкротства
Полный перечень необходимой документации изложен в федеральном законе Российской Федерации за номером 127.
- Заявление в местный арбитражный суд – ключевой документ, призванный инициировать рассмотрение дела о признании гражданина банкротом. Как только вы подаете заявление о банкротстве, автоматически вступает в силу приостановление производства по делу, немедленно прекращающее наложение ареста на заработную плату и навязчивые звонки кредиторов. Заявление составляется по установленной форме и рекомендуется скачать образец для правильного заполнения. Ключевые информационные моменты заявления: наименование судебного органа, данные о должнике и его движимом и недвижимом имуществе, данные о кредиторах с указанием суммы долговых обязательств, данные о финансовом управляющем и сумме вознаграждения за доверительное управление. Перечень прилагаемых документов. Заявление может быть составлено от руки или напечатано на компьютере с заверением электронной подписью (при наличии) или последующим заверением рукописной подписью.
- Документация, направленная на подтверждение личности и идентификацию должника: паспорт (или документ, временно его заменяющий), СНИЛС, ИНН, правоустанавливающие документы о брачных отношениях (заключение/расторжение брака, брачный договор), при наличии ребенка – свидетельство о рождении.
- Документы, которые подтверждают наличие инвалидности или тяжелой болезни у должника, которые могут осложнить выплату обязательств перед кредиторами – при наличии патологии.
- Документы, способствующие подтверждению финансового состояния гражданина: подробная опись, находящегося в собственности имущества (в том числе, предоставлении документ, подтверждающих право собственности или иного способа владения на недвижимость и автомобиль), справка о доходах (для работающих граждан – 2-НДФЛ, для пенсионеров – информация о размере пенсии, для лиц, признанных безработными – информация из службы занятости), договоры о купле-продаже, дарении и так далее за 3 года (при сумме сделки, превышающей лимит в 300 тысяч рублей), выписки со всех банковских счетов (в том числе, при нулевой сумме на счете). Важно: доходы должны быть подтверждены всеми работодателями, где должник работал на протяжении последних трех лет. Заказать данную справку можно у работодателя напрямую или через портал «Госуслуги».
- Справка из службы занятости о том, что гражданин не занимается предпринимательской деятельностью. Если должник является индивидуальным предпринимателем, то необходимо предоставить справку 3-НДФЛ, для учредителя – выписка из ЕГРЮЛ.
- Документация, призванная определить размер задолженности перед кредиторами: кредитные договоры с банковскими организациями (при утрате – необходимо обратиться в банки за предоставлением данных договоров), бланки исполнительного производства, судебные решения по долговым обязательствам, официальные претензионные письма от кредиторов, расписки (если займы были взяты у частных лиц), квитанции о долгах по обязательным платежам (услуги ЖКХ, штрафы и так далее).
- Квитанция, подтверждающая оплату должником государственной пошлины.
- Квитанция, подтверждающая оплату деятельности финансового управляющего – зачисление производится на счет судебной организации.
Документы могут быть поданы должником лично или через представителя. Представительство должно быть официальным, то есть нотариально заверенным.
Сложности с составлением и сбором документов
Важно отметить, что при любом из нижеописанных несоответствий суд вправе отказать должнику в приеме заявления о признании банкротом:
- Юридически неправильно составление заявление.
- Несоответствие предоставляемых документов нормативным требованиям (например, вместо справки 2-НДФЛ предоставлена нерегламентированная справка о доходах физического лица).
- Неполный перечень документов.
В случае отказа судебного органа в приеме документов должнику часто приходится повторно проходить весь круг сбора требуемой документации. Это обусловлено тем. Что многие справки имеют ограниченный срок действия и со временем теряют актуальность для официальных органов. Кроме того, сбор документов обычно занимает достаточно много времени. И уже за этот период сбора справки могут стать неактуальными. Так что, как показывает практика, самостоятельно стать банкротом не так и просто.
Преимущества обращения к юристу для признания гражданина банкротом
Для преодоления вышеописанных сложностей рекомендуется обратиться к юристу или в профессиональную юридическую компанию, специализирующуюся на банкротстве. Это предоставит целый ряд преимуществ:
- Быстрый сбор и подготовка документации с соблюдением отведенных сроков по всем справкам.
- Точное соответствие правилам составления заявления и полноте пакета документов.
- Юридическая поддержка гражданина на всех этапах признания банкротства, в том числе представительство в арбитражном суде.
Действия финансового управляющего
Последующие обязанности по банкротству включают предоставление вашему доверительному управляющему квитанций для заполнения невыплаченных налоговых деклараций, ежемесячное предоставление обновленной информации о доходах вашей семьи и посещение двух сеансов кредитного консультирования.
Принятие правильного решения
Банкротство никогда не является ситуацией, в которой кто-либо хотел бы оказаться. Однако, в зависимости от вашей ситуации, личное банкротство может быть лучшим вариантом для начала нового финансового старта. Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения, поговорите с одним из опытных лицензированных управляющих по делам о несостоятельности. Специалист сможет теоретически провести вас через процесс банкротства, чтобы вы могли принять обоснованное решение.