11 октября 2023 года Верховным судом РФ был утверждён Обзор, содержащий ключевые позиции, сформировавшиеся в судебной практике по вопросам участия арбитражного управляющего в деле о банкротстве.
Наиболее интересной представляется изложенная в пункте 10 названного Обзора правовая позиция, согласно которой если дело о банкротстве гражданина возбуждено по его заявлению, но кандидатура финансового управляющего не представлена, то арбитражный суд может завершить процедуру банкротства должника.
Согласно позиции, изложенной в Обзоре, алгоритм действий арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве по заявлению самого гражданина, в случае непредставления кандидатуры арбитражного управляющего в порядке, установленном статьёй 45 и пунктом 4 статьи 213.4 Закона о банкротстве, может выглядеть следующим образом:
- Направление арбитражным судом запросов в прочие СРО с их максимальным охватом.
- При получении от СРО отрицательных ответов – рассмотрение заявления о банкротстве гражданина по существу и в случае признания его обоснованным – введение процедуры реструктуризации долгов (пункты 1, 2, 4 статьи 213.6 Закона о банкротстве) с указанием в судебном акте на то, что производство по делу подлежит завершению с освобождением должника от исполнения обязательств, если не будет представлена кандидатура арбитражного управляющего.
При этом в ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина кредиторы вправе предложить суду варианты решения вопроса по поиску кандидатуры финансового управляющего, например, посредством увеличения суммы фиксированного вознаграждения.
- В случае непоступления от кредиторов предложений о кандидатуре арбитражного управляющего, а также в случае, если кредиторы не позволили решить вопрос о представлении кандидатуры финансового управляющего – принятие решения о признании гражданина банкротом и завершении реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества с наступлением последствий, указанных в пункте 3 статьи 21328 Закона о банкротстве (освобождение гражданина от обязательств).
Отметим, что данная позиция является закономерным продолжением правового подхода, ранее изложенного в определении СК ЭС Верховного суда РФ от 28.01.2019 № 301-ЭС18-13818 по делу №А28-3350/2017 (вошедшем в Обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2019)), согласно которому общие положения пункта 9 статьи 45 Закона о банкротстве о таком основании прекращения производства по делу о несостоятельности, как непредставление суду кандидатуры арбитражного управляющего в течение 3-х месяцев, не применимы к отношениям, вытекающим из потребительского банкротства, поскольку они противоречат смыслу и целям законодательного регулирования в этой специальной сфере.
Так, сформировавшемуся подходу, отведённый суду на разрешение вопроса о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом 3х-месячный срок (пункт 5 статьи 213.6 Закона о банкротстве носит организационный характер, и его истечение само по себе не является основанием для прекращения производства по делу.
Таким образом, правовая позиция, изложенная в пункте 10 нового Обзора, гармонично вплетается в канву уже сформировавшейся судебной практики, преследующей своей целью защиту гарантированного гражданину права на финансовую реабилитацию через потребительское банкротство, закреплённого Законом №127-ФЗ, и раскрывает механизм правовой защиты указанного права на практике.
Отметим, что указанный подход призван обеспечить соблюдение предусмотренной статьёй 46 Конституции РФ гарантии права на судебную защиту (в рассматриваемом случае – права гражданина на использование механизма потребительского банкротства) посредством оказания судом содействия в поиске финансового управляющего (участие которого в деле о банкротстве гражданина в силу пункта 1 статьи 213.9 Закона №127-ФЗ является обязательным).
Представляется, что описанный выше алгоритм «избавления» от арбитражного управляющего в делах о банкротстве граждан, хотя и не приобретёт широкой распространённости, но в отдельно взятых случаях позволит не допустить нарушения прав граждан на финансовую реабилитацию посредством списания непосильных долговых обязательств.