Подготовка к банкротству: Что нельзя делать перед банкротством гражданина?

Почти любая сделка, которую заключил должник до инициирования процедуры своего банкротства, может быть оспорена. Чаще всего это проходит на законодательной базе специальных оснований, предусмотренных Законом о несостоятельности (банкротстве) ФЗ № 127, хотя арбитражный суд может применить и общие основания для признания недействительности сделок. К специальным основаниям относят две большие подгруппы сделок – так называемые «подозрительные сделки» и «сделки с предпочтением к одному из кредиторов».

Механизм оспаривания сделок, которые могут причинить имущественный вред кредиторам, участвующим в процедуре банкротства, хорошо проработан в судебной практике Российской Федерации. Поэтому, планируя начать процедуру признания себя не готовым рассчитаться по долгам, гражданин должен ясно представлять риски, которые может принести несвоевременно заключённая сделка. Даже вполне юридически чистое перераспределение собственных активов может быть предметом оспаривания – причина в том, что стороны процедуры могут настаивать на возвращении в конкурсную массу выбывшего имущества.

Хотя для гражданина процедура банкротства иногда является спасением от взятых на себя финансовых обязательств, законодатель создал отдельные инструменты для защиты имущественных прав кредиторов, упреждающие манипуляции с имуществом. В целях благополучного исхода избыточно закредитованному гражданину следует понимать, как проходит банкротство физических лиц с юридической точки зрения.

Когда долги будут полностью списаны?

Решение о списании долгов принимается арбитражным судом, в который было подано дело о банкротстве, в ходе финального судебного заседания и после изучения отчёта финансового управляющего о его действиях в процессе реализации имущества гражданина-должника. Без привлечения финансового управляющего провести эту процедуру нельзя. Он создаёт специальный реестр кредиторов, распоряжается в рамках своих полномочий имуществом должника, реализует его с торгов и направляет полученные в счёт погашения тех или иных долгов финансы тем или иным заинтересованным лицам.

Полностью оставшиеся долги будут списаны при следующих условиях:

  • суду не удалось установить недобросовестность должника в ходе принятия на себя обязательств и осуществлении расчётов с кредиторами;
  • гражданин оказывал содействие суду и своему финансовому управляющему в момент инициирования и в процессе проведения процедуры банкротства;
  • суд не усмотрел вину должника в создавшейся ситуации, приведшей к отсутствию возможностей для погашения долговых обязательств.

Однако перед началом процедуры банкротства, возможность которого предоставлена гражданам Российской Федерацией с 2015-го года, у должника может возникнуть соблазн избавиться от собственности путём самостоятельной продажи, дарения доверенным лицам, спрятав таким образом его от реализации финансовым управляющим. Эти действия могут быть оспорены, а банкротство не пройдёт так, как задумывалось в начале. Итак, что ни в коем случае нельзя делать перед банкротством – рассмотрим подробнее.

Какие сделки граждан на пороге банкротства подлежат оспариванию?

Банкротство граждан спроектировано законодателем не только для освобождения от кабалы финансовых обязательств самого должника, но и с целью учёта интересов кредиторов. В связи с этим законом ограничивается ряд действий гражданина, который всё ещё может погасить часть своих долгов. К примеру, продажа личного автотранспорта до банкротства крайне не рекомендуется на основании сложившейся судебной практики. Также не стоит подписывать дарственную на жильё, в том числе единственное, приходить к мирному соглашению только с одним из кредиторов, выводить имущество путём его раздела после развода.

Тем не менее, оспариванию на основе ст.ст. 61.2 и 61.3 Закона о несостоятельности (банкротства) подлежит не всякая сделка. Рассмотрение сделки как подозрительной зависит многих факторов, главным образом – от того, за какое время до инициирования процедуры своего банкротства должник заключил договор купли-продажи или уплатил те или иные денежные средства одному из кредиторов. Три года – вот временная веха, от которой будет идти отсчёт, и каждая сделка, которая была заключена за три года до банкротства, будет тщательнейшим образом исследована финансовым управляющим, кредиторами и судом.

Если должником погашен один из займов в течение месяца до начала процесса банкротстве, хотя он имеет и другие долговые обязательства, то заинтересованные стороны могут доказать в суде, что была совершена так называемая сделка с предпочтением. Однако если то же самое произошло в срок до шести месяцев, то потребуется подтверждение осведомлённости кредитора о том, что ценного имущества должника было недостаточно для полного погашения долгов, так как у него существовали иные финансовые обязательства на момент погашения.

В случае, если ценное имущество было реализовано за цену объективно ниже рыночной (на момент его реализации) в срок до года перед принятием арбитражным судом заявления о начале процедуры банкротства, участникам процедуры достаточно предоставить доказательства его заниженной стоимости или же того, что у стороны покупателя не было средств на данную покупку, или же что средства не были переданы продавцу.

Однако в случае, когда оно было продано или подарено в течение трёх лет до начала банкротства, для оспаривания сделки заинтересованному лицу (кредитору или арбитражному управляющему) необходимо представить доказательства наличия трёх условий на момент заключения сделки:

  • сделка была направлена на причинение вреда имущественным интересам стороне кредитора (кредиторов) для того, чтобы имущество не вошло впоследствии в конкурсную массу;
  • права кредитора (кредиторов) были фактически ущемлены;
  • вторая сторона, участвовавшая в сделке, знала об этих обстоятельствах или должна была знать.

Последнее условие распространяется на: супругов, родственников, прочих заинтересованных лиц. Кроме того, третье условие считается актуальным, если:

  • в свободном доступе (например, на сайте ФССП Российской Федерации) присутствовала информация о том, что у гражданина имеются непогашенные долги;
  • в суд было подано заявление о начале процедуры банкротства гражданина, в том числе и со стороны налоговой инспекции;
  • гражданин уже обращался к своему кредитору с заявлением о реструктуризации задолженности.

Дело в том, что, заключая сделку со стороны покупателя, следует учитывать данные обстоятельства – то есть своевременно выяснить, нет ли у контрагента каких-либо непогашенных долговых обязательств.

Когда суд признает сделку должника недействительной?

Судебная практика оспаривания сделок в процедуре банкротства выработала критерии, по которым суд признает сделку должника недействительной.

В ходе рассмотрения дела А 63-16528/16 несколько сделок продажи домовладения и земельного участка были признаны подозрительными Арбитражным судом Северо-Кавказского округа, а, следовательно, недействительными. Имущество было реализовано за 3 000 000 рублей, тогда как его рыночная стоимость по оценке экспертов была равна приблизительно 13 000 000 рублей, кроме того, не было предоставлено доказательств получения вырученных денежных средств самим должником (продавцом имущества). Рассмотрев дело А63-4822/17, арбитражный суд постановил, что договор купли-продажи автотранспорта, принадлежавшего должнику, следует считать недействительным. Причиной решения стало то, что цена продажи была занижена в несколько раз по отношению к реальной стоимости автомобиля, кроме того, в акте приёма-передачи, обязательном при заключении таких сделок, не были упомянуты никакие дефекты продаваемой машины. Продажа автомобиля произошла двумя годами ранее, прежде чем был задействован юридический механизм признания гражданина банкротом. Благодаря этому арбитражный управляющий сумел доказать, что в момент сделки владелец автомобиля имел неисполненные обязательства перед несколькими кредиторами, о чём могло было быть известно покупателю, приобретавшему его по очевидно низкой стоимости. Таким образом был нанесён вред имущественным интересам кредиторов – у должника больше не было иной собственности, которую можно было бы признать ценной и реализовать на торгах для погашения обязательств.

Сделки с родственниками в рассматриваемых обстоятельствах зачастую трактуются судом как так называемые «сделки для видимости». Не стоит подписывать различные договоры купли-продажи и дарения имущества с родственниками или иными заинтересованными лицами, чтобы в дальнейшем оно оставалось в фактическом распоряжении гражданина, который планирует признать себя банкротом – это легко доказуемо и оспариваемо в суде.

Арбитражные суды, как правило, выносят определения, по которому договоры дарения недвижимости, доли в уставном капитале признаются недействительными в случае, если сделка была заключена в срок до трёх лет до инициирования банкротства с очевидной целью вывода ценного имущества из конкурсной массы имеющихся у должника активов. Вот пример: дело А56-16956/16, в котором Арбитражным судом Северо-Западного округа была признана недействительной сделка, в которой мать дарила своей дочери квартиру. Доказать осведомлённость дочери о непогашенных обязательствах было просто – она регулярно сама выплачивала долги матери по кредитам, более того, была её поручителем. Следовательно, дочь не могла быть не в курсе реального финансового положения матери.

Дарение имущества тоже не является панацеей, в том числе если речь идёт о несовершеннолетнем одариваемом. Если на момент дарения есть судебные приказы, решения, исполнительные производства и иные неисполненные финансовые обязательства у владельца имущества, дарственная всё равно будет признана недействительной.

Кроме того, нельзя заключать отдельное мировое соглашение перед началом банкротства, если оно может причинить вред имущественным интересам других задействованных в деле кредиторов – такой договор именуется законодателем сделкой с предпочтением. Если будет установлен факт заключения сделки с предпочтением, то она тоже может быть признана арбитражным судом недействительной.

Любой вывод наиболее ценного имущества в течение трёх лет до начала банкротства может быть расценён судом как мнимая сделка. Так, в деле А27-27162-7/17 Арбитражным судом Кемеровской области имеется яркий пример такого решения. Судом были признаны недействительными ряд договоров внесудебной реализации, займа, залога недвижимого имущества. Совокупный доход предоставившего займ был в значительной степени ниже, чем сама сумма займа, а тот, кому он его предоставил, не сумел доказать трату этих средств. Сделка была справедливо признана мнимой и имущество возвращено в конкурсную массу.

Брачный договор или раздел имущества в течение трёх лет до начала процедуры банкротства, после которых потенциальным имущественным интересам кредиторов мог быть причинён вред, также является оспариваемым в арбитражном суде. Основанием для оспаривания станут доказательства того, что даже установленный в судебном порядке раздел имущества был совершён с нарушением принципа соразмерности, то есть бывший супруг или супруга получили большую долю имущества должника, а другого ценного имущества во владении последнего не осталось.

Более того, оспорена может быть и сумма алиментных обязательств по отношению к несовершеннолетним детям должника, при условии, если:

  • алиментные обязательства чрезмерны (привлекается экспертное мнение, формируемое на основании Семейного кодекса, жилищных условий несовершеннолетних, дохода второго родителя и ряда других обстоятельств);
  • алиментные обязательства существенно превышают доходы гражданина, имеющего задолженность перед кредиторами и иными организациями;
  • алиментные обязательства возникли после соглашения об алиментах, заключённого в тот период, когда у должника уже имелась непогашенная задолженность.

На основании ч. 1 ст. 446 ГПК РФ единственное пригодное для проживания жильё, имеющееся у гражданина, не может быть введено в конкурсную массу, поскольку не подлежит взысканию. Тем не менее, сделка продажи или дарения такого жилья также может быть признана недействительной, если наблюдается злоупотребление правом либо жильё было продано по заниженной цене. В случае, если должник, прописанный и проживающий в другой квартире, хотя и без права собственности на неё, решил продать свою единственную недвижимость, суд сделает вывод, что проданное жильё не было для него единственным и произошло злоупотребление правом.

Сделка будет признана недействительной и в том случае, если продавец продал своё единственное жильё по заниженной по сравнению с рыночной стоимости, покупатель знал об имевшихся у продавца задолженностях перед кредиторами и впоследствии не смог доказать наличие собственных легальных денежных средств на покупку данного имущества в момент совершения сделки.

Кроме того, даже на единственное жилье судом может быть обращено взыскание в рамках процедуры банкротства, если его площадь в несколько раз больше нормы предоставления жилой площади, а сделка купли-продажи такой недвижимости, даже заключённая по правилам, но в трёхлетний срок до начала процедуры банкротства, в этом случае также может быть оспорена.

Досрочное погашение ипотеки также может быть оспорено арбитражным судом в ходе процедуры банкротства, если:

  • в деле присутствуют другие кредиторы первой и второй очередей;
  • после погашения задолженности у должника не остаётся иного имущества, пригодного для взыскания;
  • если досрочно были погашены все проценты, основной долг и пени за несвоевременные выплаты ипотечных платежей;
  • если банку было известно о наличии других обязательств перед кредиторами.

Идея взять займ и потом объявить себя банкротом формально не грозит какими-то санкциями, но последствия банкротства в виде карьерных и финансовых ограничений на долгие годы вряд ли стоят того, а риск быть обвинённым в преднамеренном банкротстве – тем более.

Ответственность за сделки, признанные подозрительными

Такой риск существует, если гражданин не докажет, что цели, на которые брался кредит, были реализованы, и в процессе использования денежных средств не присутствовало злоупотребление правами в той или иной форме. К примеру, кредит мог быть взят на досрочное погашение ипотеки, предмет которой стал его единственным жильём после продажи или дарения другой недвижимости своим родственника в течение последних трёх лет.

Если должник пытается скрыть своё имущество, имущественные обязанности, неправомерно отчуждает его в пользу третьих лиц, скрывая это от кредиторов и суда, и арбитражный суд доподлинно установил это, его могут не лишить долговых обязательств и вся процедура пройдёт втуне. Кроме того, за попытки манипулировать имеющимся имуществом с целью его вывода из конкурсной массы должника могут привлечь к административной ответственности согласно ст. 14.13 КОАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей. Если же его действия причинили финансовый ущерб интересам других сторон, участвующим в деле о банкротстве, а сумма ущерба превысила 2 250 000 рублей, должник может быть привлечён и к уголовной ответственности на основании ст. 195 УК РФ.