С того момента, как стало известно о банкротстве, и до окончательного закрытия несостоятельной компании уполномоченными лицами выполняется определенный перечень действий, которые предусмотрены законом. Одним из таких этапов можно называть обязательную в подавляющем большинстве случаев процедуру наблюдения. Основная ее задача определяется выяснением действительной экономической ситуации, сохранения денежных и прочих ресурсов (в том числе и основных средств) с дальнейшей возможностью возобновить полноценную работу предприятия.
В самом начале процедура наблюдения устанавливается по решению арбитражного суда в ходе рассмотрения законности требований кредитодателя к своему должнику. Четкие сроки этого этапа не прописаны в законодательстве, но должны входить во временные рамки, установленные для всей процедуры банкротства в целом — семь месяцев.
Весь процесс наблюдения заключается в нескольких основных шагах, которые предпринимает арбитражный управляющий, назначенный судом:
- Публикация сведений о начале работы в общепринятой печатной прессе — к примеру, в газете «Коммерсант», в том числе на интернет-сайте ЕФРСБ. Обязательное уведомление судебных органов, руководства несостоятельной компании, кредиторов, банков-посредников, фискальных органов и внебюджетных фондов;
- Выполнение анализирования экономического положения должника на основе первичной финансовой документации, формирование итогов и рекомендаций касательно дальнейшего протекания процедуры банкротства;
- Составление списка кредиторов с перечислением денежных условий, вычисление рабочих процессов сомнительного содержания;
- Организация и проведение первой встречи совета кредиторов;
- Оформление и передача в арбитраж итоговой отчетности в аргументированными выводами.
Что будет после введения ограничений
Применение ограничительных мер может повлечь за собой юридические последствия, изложенные в ст. 63 закона под номером 127. К основным последствиям стоит отнести:
- торможение всех действующих принудительных мер и документации по исполнительному производству с обязательной аннуляцией наложенных арестов;
- жалобы по просроченным финансовым обязательствам принимаются только в юридических рамках упомянутого выше закона;
- замораживаются выплаты дивидендов и иных видов доходов, выделение сегмента ресурсов по изменению состава совладельцев, процедуре купли-продажи акций.
Также в рамках ограничений запрещается проведение рабочих операций без запечатленного прежде согласия на то арбитражного управляющего, а также вероятно наложение вето на любую деятельность, связанную с переменой положения должника — реструктуризация, слияние компаний, открытие филиальных компаний или же отдельных офисов. Между тем, управляющий имеет полное право в судебном порядке начать процедуру абсолютного лишения руководства компании-должника всех его прав и полномочий (ст. 69). Таким образом, весь функционал, контроль и ответственность переходят к тому руководителю, которого назначит суд.
Арбитражный управляющий
Основную роль в процедуре наблюдения исполняет арбитражный управляющий, которого выбирает кредитодатель. Вся его работа направлена исключительно на самое действенное разрешение сложившейся ситуации с учетом пожеланий обеих сторон. Ст. 66 ФЗ 127 дает управляющему довольно обширную площадку для действий. Он обладает множеством полномочий. Как, например:
- забрать у руководства предполагаемой компании-банкрота контролирующие полномочия;
- оспорить наличие и объемы выставляемых кредиторами условий;
- собственными силами начать оспаривание сомнительных процессов в судебном порядке;
- обеспечить с помощью судебных постановлений невозможность изъятия какой-либо собственности должника представителями кредитора или любой другой исполнительной службой.
Также на арбитра вполне могут возложить систему обязательных действий (по ст. 67 того же закона). Среди которых: проверка состояния и перспектив излечения компании, ответственность за целостность собственности, создание списка кредиторов, оформление итоговой отчетности о проведении работы и отправка его в суд.
Отметим, что в соответствии со ст. 65 закона No127, управляющего могут полностью освободить от его обязанностей до завершения крайнего срока их исполнения по личному заявлению арбитра или как последствие жалоб со стороны кого-то из участников процесса.
Анализирование экономического состояния
В ходе выполнения общего анализа применяется комплексный подход в рассмотрении первичных документов: договоров, платежных квитанций, финансовых и налоговых реестров. Кроме прочего, выполняется проверка грамотности и компетентности руководителей в проведении рабочих операций, сопоставляются факты, которые так или иначе привели к возникновению задолженности по кредитным займам и доведения ее до критической отметки.
Для точного и действенного рассмотрения имеющихся материалов, арбитражный управляющий имеет право на пользование профессиональной помощью узких специалистов в области юрисдикции, бюджетного анализа и учета, а также менеджмента по управлению.
Итогом выполненной работы является:
- вычисление факторов, которые свидетельствуют о фальсификации банкротства;
- вычисление действительной ценовой категории ресурсов, их аккумуляции и полного сбережения;
- оформление заключения о перспективах развития субъекта — и дальнейших действиях по-поводу него: детальная реабилитация рабочей деятельности и баланса средств или абсолютная ликвидация с последующим списанием всех долгов.
Какое решение принимается на первой встрече совета кредиторов
Одной из итоговых стадий процесса является встреча кредиторов, которая проводится после упорядочивания их списка и вычисления всех задолженностей компании. Встреча инициируется управляющим, который также имеет право пригласить на диалог представителей несостоятельной компании — ее руководство, учредителей, работников.
Основная задача переговоров с кредиторами заключается в решении о дальнейших действиях — будет ли проводиться оздоровление бюджета с четкими границами срока проведения тех или иных этапов, или же компания в итоге будет ликвидирована, а ее собственность распродана. Основным аргументом в данной ситуации является отчетность управляющего о текущем положении дела.
Обязательный пункт обсуждения на первой встрече кредитодателей это избрание арбитра, который будет заниматься осуществлением дальнейших стадий банкротства. Ст. 73 федерального закона 127 предусматривает возможность создания совета кредитодателей с последующим наделением основными полномочиями, а также вычисление субъекта в качестве хранителя реестра.
Вынесенное решение передается в виде заявления для арбитражного суда и способно нести в себе дополнительные примечания касательно предстоящей кандидатуры арбитра.
Также на первой встрече кредиторов осуществляется голосование по выбору дальнейшей стадии банкротства дебитора.