Финансовый управляющий для ИП

Сравнительно недавно в России появился законный способ решения вопроса с долговыми обязательствами – банкротство. Возможность начать цивилизованный диалог с кредиторами помогает финансовый управляющий, он ключевая фигура в этом процессе.

Провести процедуру без участия специалиста не получится. Законом предусмотрено, что именно финансовый управляющий производит оценку долгов, доходов проверяет банкротство на фиктивность. Также он ответственный за торги, расчеты, сбор необходимой информации для процесса.

Если кратко – это человек, который служит посредником в суде между всеми заинтересованными действующими лицами. И является официальным представителем потенциального банкрота в суде.

Основные требования

Первое, на что стоит обратить внимание – состоит ли он в СРО Арбитражных управляющих. Это условие необходимо, чтобы на официальном уровне вести юридические дела физических лиц или ИП. Кроме того, все претенденты на членство в организации вносят фиксированную сумму или компенсационный взнос на случай убытков.

От финансового управляющего требуется:

  • документ, подтверждающий наличие высшего образования по юридической или экономической специальности;
  • отсутствие судимостей и фактов привлечения к уголовной ответственности;
  • трудовой стаж на руководящей должности от года и больше;
  • сертификат о прохождении специальных курсов, подтвержденных успешной сдачей экзаменов.

Эти требования актуальны для тех сотрудников, которые работают с ИП и обычными гражданами, а также крупными предприятиями и другими юридическими лицами.

Список обязанностей финансового управляющего

У финансового управляющего большой круг обязанностей и полномочий. Все они закреплены на законодательном уровне в статье 123 Федерального закона о банкротстве.

В его обязательства входит анализ финансового состояния должника, сбор документов и выступление в суде по этому делу. Порядок действий такой:

  • Подготовка и рассмотрение плана по реструктуризации долга. Это возможно если у человека есть официальный доход, по которому он сможет покрыть задолженность в течение трех лет.
  • Организация собрания кредиторов для решения основных моментов: согласования программы по реструктуризации долга, продажа имеющегося имущества, заключение соглашения по мирному урегулированию выплаты кредитов.
  • Оценка материального благосостояния, выявление признаков поддельного банкротства. Если последние будет подтверждено, управляющий будет обязан передать соответствующее заявление в полицию.
  • Поиск и проверка информации о наличии у должника имущества в собственности за последние три года. Данные проверяются в ГИМС, Росреестре, ГИБДД и Гостехнадзоре.
  • Выступление на судебном процессе.
  • По закону он может оспорить проведенные ранее сделки заемщика, если они имеют негативные последствия для кредиторов. Рассматриваются финансовые операции за последние три года.
  • Предоставляет подробный отчет о ходе дела.
  • Вносит необходимые данные в Единый федеральный реестр банкротства.
  • Под его контролем выполнение утвержденного плана выплат реструктуризации.

Если в процессе рассмотрения дела специалист превысит свои полномочия или будет недобросовестно выполнять обязанности, его исключат из СРО и наложат запрет на дальнейшую деятельность.

Плюсы сотрудничества

Это посторонний человек, он полностью нейтрален к обеим сторонам процесса, что позволяет добиться максимальной беспристрастный. Соответственно, информация, предоставляемая в ходе судебного разбирательства, объективна и достоверна.

Финансовый управляющий выступает защитником имущества заемщика от спорных или необоснованных требований. При этом он учитывает интересы и права кредиторов. В суде по банкротству достигается идеальный баланс и объективность по отношению к обеим сторонам. При необходимости он даже может начать оспаривать действия любой из сторон.

Контроль денежных потоков

Работа начинается с оценки финансовых возможностей должника. Соответствие реального положения дел и информации из заявления. Результаты передаются на рассмотрение в суд и кредиторам.

Все средства, которые будут поступать на счета переходят под контроль управляющего. Если у заемщика есть доля в компании или акции, с которых он получает дивиденды, все это переходит под управление специалиста.

В некоторых случаях выясняется, что не только заемщик должен денег, но и ему. Это может быть невыплаченная заработная плата, заем частному лицу и тд. Управляющий подключается к процессу получения задолженности и вырученные средства вносятся как часть выплаты по кредиту.

Реструктуризация долга и роль в ней управляющего

Его основная роль в данном процесс – наблюдать за регулярной выплатой долга по намеченному плану. Если выплата не поступила на счет кредитора, финансовый управляющий передает эту информацию в суд. Далее начинается процесс реализации имущества. Для выплаты долга открывается специальный счет, на который поступают все денежные средства неплательщика. Все остальные счета блокируются по распоряжению суда.

Право распоряжаться имеющимся имуществом

Составляется опись и оценка всего всей собственности. Эту функцию может выполнить сам представитель закона или пригласить стороннего специалиста.

В дальнейшем вся описанная собственность находится под контролем финансового управляющего. Он же несет за нее ответственность. Любые сделки по передаче квартир, машин, прошедшие во временном промежутке до трех лет с подачи заявления, могут быть оспорены или аннулированы. А переданная ранее собственность будет выставлена на продажу.

Когда процедура по реализации запущена, финансовый управляющий получает следующие полномочия:

  • право управлять, самостоятельно распоряжаться счетами заемщика;
  • все доходы (зарплата, пенсия, пособия) переходят к управляющему;
  • блокировка любых операций по кредитным картам, если они есть;
  • оценка и продажа собственности, которая не является предметом первой необходимости.

Это только часть тех прав, которые получает специалист. На основании соответствующего федерального закона, он берет на себя решение всех возможных вопросов по погашению долговых обязательств с вашей стороны.

Как проходит реализация в банкротстве

Продажа собственности происходит через специальные онлайн-аукционы. Механизм их проведения, следующий:

  • На первых торгах происходит оценка имущества по минимальной, начальной цене. Все участника аукциона, которые борются за лот, предлагают свою, более высокую цену.
  • При проведении торгов на ту же позицию во второй раз первоначальную ставку снижают на 10-20%.
  • В третий раз стоимость лота еще понижается и так происходит еженедельно, пока не найдется покупатель.
  • Если желающих приобрести предлагаемые лоты не нашлось, их предлагают кредиторам в счет уплаты долга.
  • В случае если желающих приобрести собственность или взять в счет оплаты не нашлось, его возвращают обратно.

Полученные на аукционе средства передаются в счет погашения долга согласно установленным порядку очередности, прописанному в реестре.

Хотя официально финансовый управляющий должен быть нейтральным, но нужно не забывать, что сторонние факторы могут повлиять на его отношение. К своеобразным факторам риска можно отнести факт того, кто инициировал процедуру, кто является плательщиком.

Очередность выплаты задолженностей

Полученные от реализации имущества денежные средства возвращаются кредиторам в определенной последовательности, предусмотренной законом. Порядок начисления:

  1. Долги, возникшие до подачи заявления.
  • В первую очередь деньги переводят в счет алиментов, расходов на судебные разбирательства, оплата услуг арбитражного управляющего и других специалистов, предоставивших свои услуги.
  • Заработная плата и пособия для сотрудников.
  • Коммунальные расходы, капремонт, газ, отопление.
  • Другие сопутствующие платежи.
  1. Возвращение задолженности кредиторам, включенных в реестр.
  • Первые выплаты в списке — алименты и компенсация причиненного вреда жизни и здоровью.
  • Следующие по списку это пособия и зарплаты.
  • Третья очередь – возвращение денег оставшимся кредиторам.

Те долги, на которые не хватило денежных средств после продажи имущества, будет официально считаться закрытыми. А заемщик признан банкротом и освобожден от исполнения оставшихся обязательств.

Жульничество с банкротством

Должники нередко прибегают к различным схемам и махинациям, чтобы снять с себя долговые обязательства. Есть даже специальные организации, которые предлагают свои услуги по реализации подобных способов ухода от оплаты.

Одна из задач, которую решает финуправляющий: выявить подобные действия и остановить их, чтобы кредиторы не понесли убытки.

Отчетность перед заинтересованными сторонами

Всю информацию о ходе дела кредиторы получают на собраниях, которые организует представитель закона. Время и дату он сообщает в специальном письме. Он информирует их о наличии собственности, торгах, сроках реализации.

Все решения суд принимает на основании информации или отчетов, которые предоставляет финансовый управляющий. Для совершения любого действия требуются соответствующие бумаги, поэтому он регулярно передает данные судье, чтобы тот дал разрешение на совершение тех или иных действий. Например, разрешение на начало реализации имущества.

Если в предоставленных суду документах были указаны ложные данные, на финуправляющего ложиться материальная ответственность за недобросовестное выполнение своих обязанностей. Отчеты должны предоставляться в суд каждые три месяца.

Финансовый и арбитражный управляющий – в чем разница?

Ранее существовала отдельная профессия «арбитражный управляющий», в обязанности которой входило банкротство юридических лиц. Позднее, после принятия закона о физических лицах, их обязанности расширились. Между арбитражными и финансовыми управляющими нет никакой разницы, это два названия одной профессии. Главное требование, которое должно соблюдаться к этой должности – членство в СРО.

Процедура утверждения и стоимость

При подаче заявления гражданин или индивидуальный предприниматель указывает конкретную саморегулируемую организацию. Она будет должна предоставить на рассмотрение кандидатуру финансового управляющего. В заявлении указывается полное название, а также контактные данные: номера ИНН, КПП и ОГРН, адрес и телефон.

На данный момент законодательно закреплено вознаграждение в размере двадцати пяти тысяч рублей и семь процентов от стоимости проданного имущества заемщика. Поэтому итоговая сумма по каждому делу индивидуальна.

Если работа предстоит с малоимущим гражданином, без имущества в собственности, процедура будет не выгодна для сотрудника. Разовая выплата в 25 000 несопоставима с тем объемом работ, которую обязан выполнять финансовый управляющий. Такая ситуация чаще всего случается в работе с физическими лицами.

Ответственность

В процессе ведения регулярно возникают жалобы и споры на основании действий, совершенных финуправляющим. В роли недовольных могут выступать обе стороны.

Это может быть связано с тем, что в процессе описи не все имущество было в нее включено, сделки не были оспорены и тд. Так же жалобу могут подать родственники должника, так как их права были ущемлены. В процессе торгов не все были допущены или данные о выставленном на аукцион имуществе неточные, здесь могут быть недовольны обе стороны.

На действия финансового управляющее можно составить жалобу, что позволит оспорить их. Жалобу можно подать:

  • Росреестр;
  • СРО в которой он зарегистрирован;
  • арбитражный суд, рассматривающий дело;
  • прокуратура.

Если проверка подтвердит указанные нарушения, специалист получит официальное предупреждение. А в случае, если в процессе ведения дела ошибки или нарушения (даже незначительные), будут допущены повторно, ему грозят штрафные санкции в размере от двадцати пяти до пятидесяти тысяч. Ему грозит лишение права работать по этой специальности сроком от полугода до трех лет, а также привлечение к административной или даже уголовной ответственности за недостоверность предоставленных данных.

Как видите, работа связана с определенными рисками, которые очевидно не покрывает сумма в 25 000 рублей.

Последствия банкротства

Как только суд вынесет официальное решение о признании ИП банкротом оно лишается государственной регистрации, все полученные ранее лицензии, на любой вид деятельности, аннулируются.

Произвести повторную регистрацию в качестве предпринимателя будет невозможно в течение пяти лет с момента официального завершения судебного процесса и закрытии долговых обязательств.

Три года ответчик не сможет вести бизнес или занимать высокую должность, участвовать в управлении любой организацией.

Пять лет будет действовать запрет на выдачу кредитов.

Работа на руководящей должности в банке закрыта для банкрота на 10 лет.

Должности на управляющих позициях в страховых, инвестиционных фондах, микрофинансовых организациях также будут недоступны 5 лет.