Что делать если компания на грани банкротства

Предприятие на грани банкротства: какие действия предпринять?

Банкротство предприятия — это утверждение Арбитражным судом состояния неплатежеспособности организации, иными словами это законный способ подтвердить свою неплатежеспособность и расплатиться по долговым обязательствам. При проведении данной процедуры применяются положительные процессы, способствующие оздоровлению организации, однако последний ее этап подразумевает выставление имущества компании на торги и расчет с помощью него за долги. Данные обстоятельства практически во всех случаях ведут к окончательному краху бизнеса, а в последствии к большим трудностям его восстановления. Для того, чтобы избежать процедуру банкротства и «оздоровить» деятельность организации, следует соблюдать меры быстрого реагирования сразу же после того, когда было выявлено кризисное состояние компании. Для того чтобы своевременно обнаружить кризис организации, необходимо знать о первых проявлениях данного состояния.

Первостепенные признаки банкротства

Для того, чтобы своевременно среагировать на ухудшение дел на предприятии, нужно внимательно отследить происходящие изменения и провести оценку состоятельности предприятия. Существует первостепенные признаки банкротства: внешние и внутренние, а также дополнительные — документарные и косвенные признаки. Первостепенные признаки зачастую приводят к фактическому проведению процедуры банкротства, а дополнительные не имеют абсолютную силу, и показывают состояние только в совокупности.

Ко внешним можно отнести:

  1. снижение на спора на продукцию и услуги;
  2. повышение стоимости материалов, ресурсов и т.д., которые используются в конкретной организации;
  3. влияние международной конкуренции.

Подобные внешние факторы считаются факторами спада производства, непосредственно с ними сражаться труднее всего, так организация никак не способна оказать влияние на экономику целого государства.

Внутренние включают в себя:

  1. снижение количества продаж;
  2. плохая маркетинговая стратегия;
  3. стремительный рост дебиторской задолженности;
  4. множество кредитных условий на убыточных условиях.

Документальные предполагают:

  1. непредставление на протяжении долгого периода бухгалтерского отчета;
  2. низкое качество бухгалтерской документации, расхождения в финансовых показателях;
  3. частая задержка заработной платы сотрудникам.

Косвенные признаки, указывающие на наличие затрудненного положения:

  1. резкая смена деятельности компании;
  2. возникновение конфликтных ситуаций между учредителями, директорами;
  3. резкое повышение цен на продукцию или услуги;
  4. сильное расширение или сокращение штата работников;
  5. накаленная атмосфера в коллективе.

Несмотря на то, что косвенные признаки следует рассматривать в комплексе, и зачастую они не являются прямыми показателями состояния банкротства, но именно последний признак (нездоровая атмосфера в коллективе) — это самый первостепенный показатель ухудшения состояния организации.

Взамен того, чтобы работать и преодолевать трудности компании, люди вступают в межличностные инциденты. Интерес работников концентрируется на том, кто именно допустил трудности в организации, но не на том, что необходимо предпринимать с целью их разрешения. И в таком случае начинается личное соперничество за сохранение рабочего места. Сотрудники находят виновных в происходящих обстоятельствах, и отказываются их изменять вместе. Люди не берутся разрешать трудности компании, они вечно ссорятся и спорят.

Зачастую в данных ситуациях происходит массовое увольнение сотрудников с возможностями творческого мышления, но, как показывает практика, именно они могут принести самую большую пользу для организации в момент тяжелой ситуации. В компании, которая раньше процветала за счет дружелюбного коллектива, сплоченных действий начинаются ежедневные поиски виноватых и в последствие происходит их травля. Образование сложных взаимоотношений в коллективе — фактор, на который следует обратить особое внимание и при его выявление предпринять осознанные действия по его устранению.

Необходимые действия для предотвращения наступления банкротства

Состояние компании во время кризиса — это не маленькие промахи организации, не падение процента продаж на несколько процентов, а наступление факторов вследствие которые возникает вопрос дальнейшего существования организации. Далее будут озвучены не конкретные стратегии для улучшения финансовых показателей на предприятии, а комплекс мероприятий, необходимый для срочного реагирования в критических ситуациях. Данный комплекс предосторожностей прост, однако эффективен. Существует большое количество организаций, которые пренебрегали соблюдением таких простых рекомендаций, а в итоге оказались банкротами. Изменить тяжелую ситуацию возможно, однако требуется приложить максимум усилий для этого.

Избавление от имущества, не приносящего прибыль

У любого предприятия имеется имущество, числящееся на его балансе. В большинстве случаев, среди такого имущества имеется и то, которое не приносит никаких доходов либо приносит его в слишком маленьком процентном соотношении с затратами. Например, у организации в состоянии кризиса может иметься множество автомобилей либо недвижимое имущество. Автомобили имеют крупную стоимость владения, предполагают большое количество затрат на их содержание, но не приносят никакого дохода (за исключением случаев, когда автомобили являются непосредственной деятельностью организации). Недвижимое имущество, которым владеет компания, зачастую сдаются в аренду, но в большинстве случаев она не приносит крупного дохода. Это имущество вытягивает из компании крупные суммы денег, при этом не отдавая взамен никакого дохода, либо отдавая слишком маленький процент дохода. В таком случае следует заняться продажей данного имущества, и выручить крупную сумму денег, после чего пустить ее в оборот компании, тем самым увеличить оборотные средства.

Взаимодействие с кредитными организациями

Большинство компаний уверены, что обращаться за финансовой поддержкой в банки — это означает еще больше усугубить собственное положение. Связано это с тем, что организации обозначили для себя образ банковских организаций, как «злобных заимодавцев», данное суждение очень преувеличено. Во время проведения процедуры банкротства, финансовые управляющие сами взаимодействуют с банками, ведут переговоры с представителями отделов «по работе с задолженностью», со службами безопасности. Тем самым, они в большинстве случаев разрешают имеющуюся проблему, и не допускают проведение реализации имущества должника. Большинство банков готовы идти на встречу должникам при выявлении трудных жизненных ситуаций, они готовы сделать выгодные предложения, но взамен требуют от должников дополнительных гарантий.

Финансовое «оздоровление» организации с помощью банковских предприятий может произойти в последствии предложения от банков следующих выгодных условий:

  1. заключают договор факторинга, при котором дебиторская задолженность организации берется под ответственность банка, при этом в кротчайшие сроки они занимаются ее взысканием за невысокую сумму вознаграждения;
  2. изменение кредитных условий с целью упростить погашение старой задолженности;
  3. заключение дополнительного соглашения о рассрочке платежа взамен оформления залога на имущество либо поручительства.

В названых условиях, необходимо неоднократно обдумать, будет ли возможность у организации за счет прибыли погасить полностью задолженность. Это следует сделать для, того чтобы в конечном итоге не оказаться в наиболее худшем положении дел. Так, например, может произойти следующее: у компании существуют долговые обязательства в размере 1 миллиона рублей, руководство компании берет займ в размере 1,1 миллиона рублей для погашения задолженности, но спустя несколько месяцев уже возникает потребность в уплате 2,1 миллиона рублей. При наступлении таких обстоятельств существует большой риск наступления банкротства организации, которое предотвратить будет уже невозможно.

Ведение конструктивных переговоров с кредиторами

В большинстве случаев ни одна фирма не желает разорения другой организации (за исключением конкретных ситуаций). Фирмы попросту стремятся возвратить собственные средства. Редкое исключение — это управляющие, для которых основной целью является наказать злостного неплательщика, в основном же все стремятся просто вернуть средства, принадлежащее своей организации. Большая часть заимодавцев дадут свое согласие на адекватный финансовый проект, если будут убеждены, что должник порядочный, и не попытается их обмануть. Они будут готовы предоставить рассрочку по платежам, сократить штрафные санкции (пеня), если будут убеждены, что возвратят собственные средства обратно.

Основываться на каких-либо принципах, а в итоге заполучить неликвидную технику и мебель организации не желает ни один человек. Трудиться в обстоятельствах, когда долг скапливается, а прибыль идет на спад — в постоянном режиме психологически трудно. Люди, которые побывали в переломных условиях, особенно хорошо знакомы с ужасным чувством каждодневного давления со стороны заимодавцев. У множества руководителей и учредителей организаций появляется желание убежать от проблем и считают, что трудности могут разрешить со временем самостоятельно. Данные действия и мысли ошибочны.

Самое важное в поведение должника во время кризисной ситуации считается его открытость, готовность к переговорам и добровольному погашению задолженности. Минимум, необходимый для сохранения положительных отношений с контрагентами заключается в постоянном разъяснении обстановки в организации, информировании обо всех изменениях, и исключение невыполнимых обещаний. Соблюдая данные рекомендации можно добиться лояльного отношения контрагентов, а в некоторых случаях даже заручиться их поддержкой.

Привлечение сторонних профессионалов

Иногда для того, чтобы оценить руководителю фактические обстоятельства дел реальным взглядом, а после принять их необходим взгляд и проработка данной ситуации посторонним человеком, то есть сторонними специалистами. В большинстве случаев советы, исходящие из уст сотрудников фирмы, от хороших друзей и знакомых, от родственников бизнесмена не носят под собой реального рассмотрения ситуации. Любой сотрудник, работающий в фирме боится сказать реальные предположения руководства, ведь после этого могут быть разнообразные последствия. Родственники либо близкие друзья зачастую скрашивают ситуацию с помощью утешающих слов, однако их рекомендации нельзя принимать всерьез, так как они попросту могут бояться обидеть родного человека, именно поэтому хотят уберечь его от жестоких реалий.

Специалисты широкого профиля могут не знать и не понимать конкретные нюансы Вашего бизнеса, но они знают все аспекты успешного бизнеса, поэтому смогут предоставить грамотную и верную оценку возникшей тяжелой ситуации. Они смотрят на ситуацию незамыленным взглядом и способны увидеть ее с другой стороны. Профессиональные специалисты независимы в собственных заключениях, в отличие от работников или приятелей.

В некоторых организациях преобладают консервативные отношения. Любая критика, высказанная сотрудниками в сторону руководителя принимается как их сильное недовольство трудовой деятельностью руководителя. Зачастую, именно такая критика способна оказать хотя бы минимальное влияние на решения бизнесменов и подтолкнуть к совершению конкретных действий.

Проработка дебиторской задолженности

Несвоевременное поступление оплат на расчетный счет влечет за собой уменьшение денежных оборотов и приносит дополнительные убытки. Кроме этого, во многих организациях расплата с контрагентами не может быть произведена из-за наличия большого объема дебиторской задолженности. Самое логичное действие, которое приведет к значительному уменьшению размеров дебиторской задолженности — переход на режим работы с предоплатой, однако не каждый вид деятельности сможет функционировать в таком формате.

Следующие меры поспособствуют скорейшему взысканию дебеторской задолженности и предотвратят ее образование:

  1. получение информации о клиентах на платежеспособность;
  2. постоянное взаимодействие с клиентами посредством личных или телефонных переговоров;
  3. заключительного дополнительного соглашения к договору на предмет дополнительных гарантий своевременной оплаты;
  4. приостановление поставки продукции и оказания услуг должникам;
  5. своевременное получение документации от клиентов, особенно подписанных актов проведения работ;
  6. предоставление клиентам за своевременную оплату дополнительных скидок и других мотивирующих привилегий.

Работа с персоналом

Постоянное контактирование между сотрудниками без участия руководящих лиц — естественное явление. Именно поэтому, разъяснение возникшей обстановки это отличная возможность для руководства избежать переговоров «за спиной» и заключения личных выводов, не соответствующих действительности. Ранее указывалось, что обстановка в коллективе зачастую важнее внешних факторов. Именно в связи с этим необходимо своевременно обратить внимание на уход ключевых сотрудников и задуматься об увольнении работников, не желающих «напрягаться» на работе, при этом настраивающих весь коллектив против руководства.